Blouter.ru

Авто Журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое главные трезвучия лада

Что такое главные трезвучия лада

На всех ступенях мажора можно построить трезвучия. Напомним, что интервалы между соседними нотами трезвучия должны составлять «>терцию . Строя трезвучия от ступеней лада, разрешено использовать только те звуки, которые входят в рассматриваемый лад. Например, рассматриваем C-dur . Строим трезвучие, от ноты E . Возможны варианты трезвучий:

  1. Мажорное: E-G ♯ -H
  2. Минорное: E-G-H
  3. Уменьшенное: E-G-B
  4. Увеличенное: E-G ♯ -H ♯

Видим, что только в минорном трезвучии нет знаков альтерации. В остальных трёх обязательно есть диез или бемоль. Поскольку рассматриваемый нами звукоряд не содержит нот с диезами или бемолями, мы можем выбрать только минорное трезвучие (без знаков альтерации).

По такому принципу построим трезвучия от каждой ступени мажорного лада (на примере C-dur ):

Рисунок 1. Главные трезвучия в мажоре

На рисунке от каждой ступени построено трезвучие. Рамками выделены ступени (I, IV и V, это главные ступени), от которых построены мажорные трезвучия. Это главные трезвучия, они имеют индивидуальные названия:

  • Трезвучие, построенное от I ступени: тоническое. Обозначается: T.
  • Трезвучие, построенное от IV ступени: субдоминантовое. Обозначается: S.
  • Трезвучие, построенное от V ступени: доминантовое. Обозначается: D.

Обращаем ещё раз внимание: все три главных трезвучия — мажорные. Они наиболее соответствуют звучанию мажорного лада: и лад мажорный, и трезвучия мажорные.

Главные трезвучия построены от I, IV и V ступеней.

Главные трезвучия в миноре

Аналогично строим трезвучия в миноре. На главных ступенях будут располагаться минорные трезвучия. Названия трезвучий такое же, как и в мажоре, только они обозначаются маленькими буквами: t, s, d. На рисунке ниже изображён A-moll :

Рисунок 2. Главные трезвучия в миноре

В практике доминантовое трезвучие почти всегда используется с повышенной 7 ступенью минора, то есть терцией аккорда. Таким образом, вместо ми-соль-си мы скорее всего услышим в музыке ми-соль диез-си. Такое трезвучие помогает музыке двигаться вперед, развиваться:

Рисунок 3. Главные трезвучия в миноре

Главные трезвучия построены от I, IV и V ступеней.

Соединение аккордов

Соединением (двух) аккордов называют их последовательность в музыкальном произведении. Последовательность из нескольких аккордов называют гармоническим оборотом.

Главные трезвучия являются гармонической основой лада. Они очень широко распространены в музыке. Полезно знать их простейшие соединения, приводим список для мажора и минора:

Что такое главные трезвучия лада

Главные трезвучия строятся на главных ступенях: первой, четвертой и пятой.

— Трезвучие на I ступени называется Тоническим и обозначается T 53 .

— Трезвучие на IV ступени называется Субдоминантовым и обозначается S 53 .

— Трезвучие на V ступени называется Доминантовым и обозначается D 53 .

​ ​ Главные ступени и главные трезвучия в тональности Ре мажор.

Для того, чтобы построить эти аккорды, достаточно написать рядом с ключом знаки в тональности, найти в этой тональности три главные ступени и вверх от них написать три трезвучия. Благодаря знакам при ключе, в натуральном мажоре эти трезвучия всегда будут мажорными, а в натуральном миноре – минорными. Однако, в музыкальной практике доминантовое трезвучие в натуральном миноре встречается редко. Гораздо чаще оно звучит в гармоническом миноре, в котором оно получается мажорным благодаря повышению VII ступени.

​ ​ Главные ступени и главные трезвучия в тональности ми минор.

Каждое из главных трезвучий играет в музыке свою роль. Эти роли называются гармонические функции . Функция тоники – это покой и равновесие. Тоническое трезвучие объединяет в себе все три устойчивые ступени. Функция субдоминанты – легкая неустойчивость, она звучит как мягкий вопрос. Функция доминанты – острая неустойчивость, конфликтность. В музыкальной школе их часто сравнивают с главными лицами королевства. Тоника – король. Его слово – закон. Субдоминанта – королева. Она имеет свое мнение по многим вопросам, но на совете высказывает его по-женски мягко и аккуратно. Доминанта – королевский военачальник со вспыльчивым характером и сильной волей.

Три гармонические функции – это основа музыки. На их чередовании построено движение и развитие музыкальной мысли. Послушайте, как звучат в тональности До мажор главные ступени и аккорды, которые строятся на них.

Главные ступени и аккорды главных ступеней в тональности До мажор.

Для старшеклассников и родителей

Аккордов в каждой тональности гораздо больше, чем три главных трезвучия. Тем не менее, гармонических функций только три. Функцию субдоминанты, помимо трезвучия четвертой ступени, могут выполнять аккорды второй ступени. Функцию доминанты иногда выполняют септаккорд седьмой ступени и его обращения. Трезвучие шестой ступени, как правило, совмещает в себе черты тоники и субдоминанты и т. д. Но тоническую функцию в полном смысле слова может выполнять только тоническое трезвучие.

Существует немало примеров, когда в музыке не ощущаются и не должны ощущаться гармонические функции. К ним относятся европейская духовная музыка Средневековья и Возрождения, древнерусская церковная музыка, многие народные песни и наигрыши. В этих традициях – как правило, более древних – музыка строится на иных основах, нежели функциональные взаимоотношения аккордовых комплексов.

© Евгений Климин 2014-2016. Все права защищены. Разрешено копирование единичных экземпляров в учебных целях. При цитировании ссылка на источник обязательна. Размещение материалов сайта на других ресурсах и использование их в коммерческих целях без разрешения автора запрещено.

1. Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и диссонирующие трезвучия.

Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.

Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия.

Нижний звук называется основным тоном, средний звук называется терцовым тоном,

верхний звук – квинтовым тоном.

Звуки трезвучия могут перемещаться. При этом образуются новые аккорды, состоящие из

тех же звуков, но расположенных в другом порядке. Они являются обращением трезвучия. Трезвучие имеет два обращения:

Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту. Нижним звуком является III ступень.

Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту, а нижний и средний – кварту. Нижним звуком является Y ступень.

Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада.

Главные ступени лада: I – тоника; IY – субдоминанта; Y – доминанта.

На I ступени — тоническое трезвучие (Т 5/3)

На IY ступени – субдоминантовое трезвучие (S 5/3)

На Y ступени – доминантовое трезвучие (D 5/3)

Трезвучия бывают консонирующие и диссонирующие. К консонирующим относятся мажорное и минорное трезвучия. К диссонирующим — уменьшенное и увеличенное.

Интервальный состав трезвучий:

Мажорное трезвучие: мж 5/3 = б3 + м3 Увеличенное трезвучие: ув 5/3 = б3 + б3

Минорное трезвучие: мн 5/3 = м3 + б3 Уменьшенное трезвучие: ум 5/3 = м3 + м3

Увеличенное трезвучие (ув5/3) — это трезвучие, которое состоит из двух больших терций. Крайние звуки образуют увеличенную квинту.

Ув5/3 строится в гармонических ладах. В мажоре — на YI Ь ступени, в миноре — на III ступени. Разрешается в мажоре — в Т6/4, в миноре — в t6.

До мажор ля минор

ув5/3 Т6/4 ув5/3 t6

Уменьшенное трезвучие – трезвучие, которое состоит из двух малых терций.

Крайние звуки образуют уменьшенную квинту. ( ум.5/3 )

Ум5/3 строится на YII и II ступенях натурального и гармонического мажора и минора.

Разрешается в неполное тоническое трезвучие.

До мажор ля минор г. До мажор г. ля минор

ум5/3 ум5/3 ум5/3 ум5/3

1. Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Его обращение и разрешение.

Септаккордомназывается аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по

терциям. Нижние три звука называются так же, как у трезвучия, а верхний — септимовый тон, так как с нижним звуком образует интервал септиму.

Септаккорд можно построить на любой ступени мажора и минора. Но наиболее распространенным является доминантовый септаккорд.

Доминантсептаккорд – это септаккорд, построенный на Y ступени натурального мажора и гармонического минора. ( Д 7 )

Разрешается в неполное тоническое трезвучие (с пропущенным квинтовым тоном и

утроенным основным тоном).

Обращением септаккорда называется такой его вид, в котором нижним звуком

является терцовый, квинтовый или септимовый тон.

Д7 имеет три обращения:

YII ст. Квинтсекстаккорд : Д 6/5 = м3+м3+б2 разрешается в Т 5/3 с удвоенным

II ст. Терцквартаккорд: Д 4/3 = м3+б2+б3 разрешается в развернутое Т 5/3.

IY ст. Секундаккорд: Д 2 = б2+б3+м3 разрешается в Т 6 с удвоенным

«Обращение главных трезвучий лада»
презентация к уроку по музыке

Открытый урок на тему «Обращение главных трезвучий лада»

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_12.12.19.pdf551.73 КБ
obrashch_trezvuchiy.pptx1.07 МБ
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Трезвучие – это созвучие трех звуков, расположенных по терциям. Название звуков трезвучия: 5 (квинта) –квинтовый тон ( кубик желтого цвета) 3 (терция)- терцовый тон (кубик синего цвета) 1 (прима) – основной тон(кубик красного цвета) 1 3 5

Обращение – это перенос нижнего звука на октаву вверх 1 3 5 5 3 5 1 5 1 3

Запоминаем названия обращений: первое обращение – секстаккорд ( 6 ) второе обращение – квартсекстаккорд (6 4 ) 5 3 6 6 4

Из каких интервалов состоит секстаккорд и квартсекстаккорд?

Выполняем работу в командах по карточкам

П роверяем: М 5 3 =м 3 +б 3 Б 5 3 =б 3 +м 3 М 6=б 3 +ч 4 Б 6=м 3 +ч 4 М 64=ч 4 +м 3 Б 64=ч 4 +б 3

Как это выглядит графически: секстаккорд квартсекстаккорд основной тон вверху основной тон в середине ч. 4 м. 3 ч. 4 б. 3 ч. 4 б. 3 ч. 4 м. 3

Игра « Р а з н о ц в е т н ы е а к к о р д ы » трезвучия – красным цветом секстаккорды – синим цветом квартсекстаккорды – зеленым цветом

Переходим к практическому заданию Применяем приобретенные навыки работая в тональности с главными ступенями: -построение трезвучий главных ступеней лада с обращение в тональности «Ре мажор» — интонируем главные трезвучия с обращением

Пропоем обращение тонического трезвучия в ритме: Упражнение №1 Упражнение №2

Практические задания Работа с инструментом

Слуховой анализ Отличить трезвучие и его обращения друг от друга на слух – непростая задача. Чтобы более успешно делать это, попробуйте найти и подобрать свой мысленный образ для каждого из аккордов. Например: трезвучие – крепкое, как дом секстаккорд – легкий, как облако квартсекстаккорд – широкий, могучий, как дерево.

Анализ музыкального текста Найдите в мелодии движение по звукам аккордов и определите их:

Подводим тоги: Какую темы мы прошли? Что такое обращение? Как называются обращения трезвучий? Чем отличаются друг от друга?

Домашнее задание Разобрать и проанализировать данный музыкальный пример Отметить движение мелодии по звукам аккордов Простучать ритмический рисунок со счетом

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский инновационный взгляд на главного героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» — Чацкого.

Материал для распечатки и использования на уроке сольфеджио.

Чтобы успешно играть ладейный эндшпиль, желательно знать несколько теоретических позиций, к которым игра может часто свестись. Первая из таких позиций — позиция Филидора.

Цель урока: Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально-теоретичеких дисциплин и музыкальной практикой учащихся.Задачи урока:Обучаюшие:Повторить и закрепить теоретические сведенияВвести новую те.

Цель урока: Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально-теоретичеких дисциплин и музыкальной практикой учащихся.Задачи урока:Обучаюшие:Повторить и закрепить теоретические сведенияВвести новую те.

Трезвучие – аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям. Если звуки трезвучия или любого другого аккорда расположены по терциям, такой вид аккорда называется основным. Нижний звук.

Аккорды в сольфеджио: изучаем главные трезвучия лада

Любой любитель музицировать рано или поздно задается вопросом – а как подобрать аккорды песен на фортепиано. Отвечаю – для этого надо овладеть знаниями и навыками в теории музыки и сольфеджио. И первое, что вам предстоит понять – что такое главные трезвучия лада. На самом деле, огромное количество песен строится на 3-4 аккордах, и надо понять структуру и правила гармонизации (то есть правила подбора аккордов к произведению). Тогда вы сможете подыграть себе сопровождение на пианино к любой композиции.

Сразу говорю, что подобрать аккомпанемент на пианино – не так просто, это потребует определенных знаний и навыков. Но ведь нужно с чего-то начинать. Вот и начнем со знакомства с трезвучиями главных ступеней.

Главные ступени лада – основа музыкального сопровождения

Как вы помните с одного из прошлых уроков о тональностях, ступеней в музыке всего семь, и именно на их основе строятся различные аккорды. Три из них называются устойчивыми, а четыре – неустойчивыми. Есть еще понятие – главные ступени. Очень распространенная ошибка в освоении сольфеджио – это путаница между устойчивыми и главными ступенями. Эти понятия путать не нужно, это как горячее и зеленое – характеристики разные. Итак, главными ступенями лада считаются I, IV и V. И названия у них тоже есть:

  • I – тоника,
  • IV – субдоминанта,
  • V – доминанта.

Как вы видите, главные ступени в до мажоре – ДО, ФА и СОЛЬ. В разных тональностях ступени будут всегда I, IV и V, но ноты всегда будут разные.

Вот главные ступени до мажора:

Если мы переместимся в другую тональность, то и ноты главных ступеней будут уже другие.

Для примера рассмотрим Ре мажор, это будут уже другие ноты:

Главные ступени в ре мажоре

Главные трезвучия лада – основа будущего аккомпанемента. Построение субдоминантового и доминантового трезвучия.

Но чтобы подобрать аккомпанемент, одних главных ступеней недостаточно. Нужно еще построить трезвучия от этих главных ступеней, то есть подобрать аккорды песен. Тоническое трезвучие мы строили в предыдущем уроке, а вот субдоминантовое и доминантовое построим сейчас. Собственно говоря, принцип построения трезвучий одинаков – нотки через одну.

Главные трезвучия в до мажоре

Если вы поймете принцип построения главных трезвучий, то очень скоро вы сумеете подобрать аккорды к любой понравившейся песне.

А пока посмотрите видео и узнайте, как строятся трезвучия главных ступеней в тональности до мажор:

Преподаватель Мирваизов Артём Радиевич

Вся учебная литература доступна по ссылке -https://vk.com/docs-193804004 . Раздел «Документы» («Файлы» в мобильной версии). Также можете воспользоваться сайтом https://muz-teoretik.ru/

1) 4/8 ОНИ, ОРК, ФО, ХП.

Тема занятия — тональность Ля-бемоль мажор.

I. Ля-бемоль мажор.

1) Построить в нотной тетради гамму Ля-бемоль мажор в натуральном и гармоническом видах;

2) Картавцева. Сольфеджио 21 века. На стр. 113 выполнить упражнение № 15 : : :а)пение гаммы Ля-бемоль мажор; б) пение ступеневых последовательностей в данной тональности; в) пение звуков тонического трезвучия; г) пение главных трезвучий лада и их обращений. https://vk.com/doc-193804004_543595384

3) Калмыков, Фридкин. Одноголосие. Выучить и пропеть № 360 «Вы раздайтеся, расступитеся, добрые люди» и № 361 «Ой, хмариться, дощ буде». https://vk.com/doc-193804004_543575596

2) 5/8 ОРК,ФО,ХП; 2/5 ОНИ

I. Тональности Си мажор — соль-диез минор.

1) Построить в нотной тетради гаммы Си мажор (натуральный и гармонический), соль-диез минор (натуральный, гармонический, мелодический).

2) Построить главные трезвучия лада и их обращения в данных тональностях; спеть данные построения (с фортепиано и без него).

3) Калмыков, Фридкин. Одноголосие. Выучить и пропеть № 438 «Под калиной»; № 444 «Ой, кряче, кряче». https://vk.com/doc-193804004_543575596

3) 6/8 класс ФО и ОРК.

I. Тональности Фа-диез мажор, ре-диез минор.

1) Построить в нотной тетради гаммы Фа-диез мажор (натуральный и гармонический), ре-диез минор (натуральный, гармонический, мелодический).

2) Построить главные трезвучия лада и их обращения в данных тональностях; D7 с обращениями и разрешениями. Спеть данные построения (с фортепиано и без него).

3) Калмыков, Фридкин. Одноголосие. Выучить и пропеть № 521 «Что цвели-то, цвели»; № 528 «Ой, ляцели, гуси». https://vk.com/doc-193804004_543575596

4) 7/8 ОРК и ФО.

I. Тональности с семью знаками в ключе.

1) Определить названия тональностей , которые имеют семь ключевых знаков (в этом Вам поможет квинтовый круг ). Построить гаммы полученных тональностей (в 3-х видах).

2) В полученных тональностях нужно построить главные трезвучия лада (Т, S, D); D7 c обращениями и разрешениями + спеть данные построения под фортепиано, а затем без него (ОЧЕНЬ ВАЖНО ЭТО СДЕЛАТЬ).

3) Построить тритоны на IV, VII, II, VI ступенях в данных тональностях.

5) 8/8 ХП

I. Увеличенное трезвучие в гарм. мажоре и миноре.

1) Дадиомов «Начальная теория музыки». Стр. 138-140 «Увеличенное трезвучие». Сделать конспект. Все построения аккордов спеть под фортепиано. https://vk.com/doc-193804004_546970702

2) Лелеко. Сольфеджио и теория музыки. Стр. 66, выполнить упр. 5 и 7. https://vk.com/doc-193804004_543575510

3) Калмыков, Фридкин. Одноголосие. Выучить и пропеть № 605 «Потеряла я колечко»; № 608 «Колыбельная». https://vk.com/doc-193804004_543575596

3/4 А , Сольное пение. «Сольфеджио»

I. Ми-бемоль мажор — до минор.

1) Построить в нотной тетради гаммы Ми-бемоль мажор (натуральный и гармонический), до минор (натуральный, гармонический, мелодический).

2) Картавцева. Сольфеджио 21 века. На стр. 107-108 выполнить упражнения № 1, 2, 3, 4. Все нотные построения записать в тетрадь. https://vk.com/doc-193804004_543595384

3) Калмыков, Фридкин. Одноголосие. Выучить и пропеть № 304 «Причеши свои золотые волосы»; № 310 «Зеленый лужок». https://vk.com/doc-193804004_543575596

Муз. литература. 3(4) «А» класс. Сольное пение.

Шорникова М., «Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. https://vk.com/doc-193804004_578399868

1) Прочитать биографию А. П. Бородина. стр. 138-149. Ответить письменно на вопросы в конце параграфа.

Главные трезвучия лада

Главные трезвучия лада – это те трезвучия, которые идентифицируют данный лад, его вид и его звучание. Как это понимать? У нас два основных лада – мажор и минор.

Так вот, именно по мажорному звучанию трезвучий мы понимаем, что имеем дело с мажором и по минорному звучанию трезвучий определяем на слух минор. Таким образом, главными трезвучиями в мажоре являются мажорные трезвучия, а в миноре – очевидно, минорные.

Трезвучия в ладу строятся на любой ступени – всего их семь штук (семь ступеней), но главными трезвучиями лада из них являются только три – те, которые построены на 1-й, 4-й и 5-й ступенях. Остальные четыре трезвучия называются побочными, они не идентифицируют данный лад.

Давайте проверим данные утверждения на практике. В тональностях до-мажор и до минор построим трезвучия на всех ступенях (читайте статью – «Как построить трезвучие?») и посмотрим, что получится.

Сначала в до мажоре:

Как видим, действительно – мажорные трезвучия образуются только на I, IV и V ступенях. На II, III и VI ступенях образуются трезвучия минорные. И единственное трезвучие на VII ступени – уменьшённое.

Теперь в до миноре:

Тут на I, IV и V ступенях – наоборот, минорные трезвучия. На III, VI и VII ступеньках – мажорные (они уже не являются показателем минорного лада), и на II ступени есть одно уменьшённое стрезвучие.

Как называются главные трезвучия лада?

Кстати, первая, четвёртая и пятая ступени имеют название «главные ступени лада» именно по той причине, что на них строятся главные трезвучия лада.

Как известно, все ступени лада имеют свои функциональные названия и 1-я, 4-я и 5-я здесь не исключение. Первая ступень лада называется «тоника», пятая и четвёртая – соответственно, «доминанта» и «субдоминанта». Трезвучия, которые строятся на этих ступенях, перенимают себе их имена: тоническое трезвучие (от 1-й ступеньки), субдоминантовое трезвучие (от 4-й ступеньки), доминантовое трезвучие (от 5-й ступеньки).

Как и любые другие трезвучия, трезвучия, которые строятся на главных ступенях, имеют по два обращения (секстаккорд и квартсекстаккорд). Для полного названия используются два элемента: первый – это определяющий функциональную принадлежность (тоническое или тонический, субдоминантовое или субдоминантовый, доминантовое или доминантовый), и второй – тот, которым обозначается вид структуры аккорда (трезвучие это или одно из его обращений – секстаккорд, квартсекстаккорд).

На каких ступенях строятся обращения главных трезвучий?

Тут всё довольно просто – даже нет нужды что-то дополнительно объяснять. Вы ведь помните, что любое обращение аккорда образуется тогда, когда мы перемещаем вверх на октаву его нижний звук, да? Так вот, это правило здесь тоже действует.

Чтобы каждый раз не вычислять, на какой ступени строится то или иное обращение, просто перерисуйте себе в рабочую тетрадочку представленную табличку, в которой всё это есть. Кстати, на сайте есть и другие таблицы по сольфеджио – смотрите, может кое-что пригодится.

Главные трезвучия в гармонических ладах

В гармонических ладах с некоторыми ступеньками кое-что происходит. Что? Если не помните, напомню: в гармонических минорах происходит повышение последней, седьмой ступени, а в гармонических мажорах – понижение шестой ступени. Эти изменения отражаются и на главных трезвучиях.

Так, в гармоническом мажоре из-за изменения VI ступени субдоминантовые аккорды приобретают минорную окраску, становятся прямо-таки минорными. В гармоническом миноре из-за изменения VII ступени, напротив, одно из трезвучий – доминантовое – становится мажорным по своему составу и звучанию. Пример в ре мажоре и ре миноре:

На этом всё, спасибо за внимание! Если у вас ещё остались вопросы, задавайте их в комментариях. Если вы хотите сохранить материал на своей страничке в контакте или в одноклассниках, воспользуйтесь блоком кнопок, который есть и под статьёй и в самом верху!

План-конспект урока по сольфеджио на тему «Главные трезвучия лада»

План-конспект урока по сольфеджио на тему «Главные трезвучия лада» в помощь начинающим преподавателям в изучении начала гармонии в музыкальной школе.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по сольфеджио на тему «Главные трезвучия лада»»

МАУ ДО «ДШИ Задонского муниципального района»

План-конспект урока по сольфеджио в 3-м классе

« Главные трезвучия и его обращения».

Преподаватель: Комова Алла Васильевна

Цель: развитие гармонического слуха обучающихся.

— формирование навыков чистого интонирования трезвучий и их обращений в тональности;

— формирование навыка игры на фортепиано главных трезвучий и их обращений в различных тональностях;

— формирование навыка пения с листа;

— развитие музыкальной памяти на примере записи музыкального примера.

Оборудование: Лазерный проектор, ноутбук, музыкальный центр, фортепиано, доска.

Организационный момент. (3 мин.)

Проверка домашнего задания.

— На дом вам был задан номер, который включал в себя ритм . Давайте внимательно посмотрим на него и проанализируем. Назовите тональность, размер.

— Настроимся на тональность нотного примера, споём трезвучие, и разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые.

— Сначала все вместе простучим ритмическую фигуру. Далее проговорим в ритме названия нот и одновременно простучим ритмическую фигуру. Далее все вместе с тактированием пропоём мелодию. Последний этап: стучим ритм и пойм мелодию отдельно каждый учащийся.

Далее исполнение домашнего номера учащимися. (10 мин.)

Работа с главными трезвучиями лада.

Показ презентации: (10 мин.)

— Давайте вспомним, что называется главными ступенями лада, главными трезвучиями лада. На каких ступенях они строятся, назовите их обращения.

— Главные трезвучия лада – это трезвучия, которые стоят на I, IV, V ступенях. На I ступени строится тоническое трезвучие, на IV – субдоминантовое трезвучие, на V – доминантовое. У каждого трезвучия есть два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд. Обращение – это перенос нижнего звука на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз. Тонический секстаккорд строится на III ступени, тонический квартсекстаккорд – на V. Субдоминантовый секстаккорд строится на VI ступени, субдоминантовый квартсекстаккорд – на I. Доминантовый секстаккорд строится на VII ступени, доминантовый квартсекстаккорд — на II.

Далее учитель вызывает учащихся к инструменту, называет тональность (ре мажор, ля минор). В предложенной тональности учащийся должен быстро сыграть главные трезвучия лада с обращениями. (7 мин.)

Пение 3х-голосно последовательностей в тональностях ре мажор Т-S64- D6- Т; в тональности ля минор Т6- S- D64- Т6. (7 мин.)

Домашнее задание: Запишите последовательности Т-S64- D6- Т; Т6- S- D64- Т6 в тональностях ми минор, Ре мажор, пойте построенные последовательности. Записать нотами частушку в тональности Ре мажор и играть аккордовое сопровождение к ней (S-S, T-T, D-D, T-T, мелодию пойте. (3 мин.)

Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта

В мажорном или минорном ладу есть три особые ступени – первая, четвёртая и пятая. Эти ступени считаются главными, и даже по-особому называются: первая называется тоникой, четвёртая – субдоминантой, а пятая – доминантой.

В мажоре эти ступени сокращённо обозначаются большими, то есть заглавными буквами T, S и D. В миноре они записываются теми же буквами, только строчными, маленькими: t, s и d.

Например, в тональности До мажор такими главными ступенями будут являться звуки ДО (тоника), ФА (субдоминанта) и СОЛЬ (доминанта). В тональности ре минор тоникой будет звук РЕ, субдоминантой – звук СОЛЬ, а доминантой – звук ЛЯ.

УПРАЖНЕНИЕ: определите главные ступени в тональностях Ля мажор, Си-бемоль мажор, ми минор, фа минор. Не забывайте что в каждой тональности свои ключевые знаки – диезы и бемоли, и их нужно обязательно учитывать, когда вы называете звук, соответствующий нужной ступени.

  • Ля мажор – тональность с тремя диезами (фа, до, соль), по буквенному способу обозначения – A-dur. Главные ступени – ЛЯ (T), РЕ (S), МИ (D).
  • Тональность Си-бемоль мажор – бемольная (B-dur), в ней два знака (си-бемоль и ми-бемоль). Тоника – звук СИ-БЕМОЛЬ, субдоминанта – МИ-БЕМОЛЬ, доминанта – ФА.
  • Ми минор (e-moll) – гамма с одним диезом (фа-диез). Главными ступенями здесь являются звуки МИ (t), ЛЯ (s) и СИ (d).
  • Наконец, фа минор (f-moll) – это звукоряд с четырьмя бемолями (си, ми, ля, ре). Главные ступени – ФА (t), СИ-БЕМОЛЬ (s) и ДО (d).

Почему эти ступени называются главными?

Звуки в ладу делятся как бы на три команды или, если сказать по-другому, они делятся на три группы. Каждая команда звуков выполняет свою строго определённую функцию, то есть роль в процессе развития музыкального произведения.

Тоника, субдоминанта и доминанта – «главари» или «капитаны» этих трёх команд. Всех участников каждой группы мы можем легко определить, если построим трезвучие на каждой из главных ступеней – первой, четвёртой или пятой.

Если мы для примера построим нужные нам трезвучия в До мажоре, то получим следующее: трезвучие от тоники – ДО, МИ, СОЛЬ; трезвучие от субдоминанты – ФА, ЛЯ, ДО; трезвучие от доминанты – СОЛЬ, СИ, РЕ. Теперь посмотрим, какие конкретно ступени вошли в каждую из команд.

Так, в тоническую «команду» или, правильнее, в тоническую группу входят первая, третья и пятая ступень. Возможно, вы помните, что эти ступени также называются устойчивыми ступенями и вместе составляют тоническое трезвучие.

В субдоминантовой группе или в команде субдоминанты оказались такие ступени: четвёртая, шестая и первая. Это трезвучие будет называться субдоминантовым. Кстати, возможно вы заметили, что первая ступень входит сразу в две команды – в тоническую (она там главарь) и в субдоминантовую. Этому не стоит удивляться, просто данная ступень является бифункциональной (двойственной), то есть может по очереди играть то одну роль, то другую, в зависимости от того, в каком окружении она находится.

В доминантовую группу мы включим пятую, седьмую и вторую ступени. Трезвучие этой команды также называется доминантовым. И в нём тоже есть бифункциональная ступень – пятая, то есть сама доминанта, которая может как работать в своей группе, так и помогать тонике, в зависимости от того, что ей предпишет композитор.

Трезвучия на главных ступенях, которые мы с вами построили, называются главными трезвучиями лада. В них есть все звуки тональности. А ещё одна интересная их особенность заключается в том, что в мажорных тональностях главные трезвучия – большие, то есть мажорные; в минорных тональностях они малые, то есть минорные. Таким образом, главные трезвучия не только концентрируют в себе основные силы тональности, но ещё и прекрасно характеризуют её лад – мажорный или минорный.

Какие же функции выполняют эти группы и ступени?

Тоника выполняет функцию устойчивости, спокойствия. Звуки тонического трезвучия подходят для того, чтобы заканчивать ими песню или пьесу для какого-нибудь инструмента. Это очень важная функция, потому что без неё мы бы никогда не поняли, что произведение закончилось, и наступил конец, мы бы сидели в концертном зале дальше, ожидая продолжения. Кроме того, тоника всегда снимает напряжение, которое исходит от других функций.

Субдоминанту можно назвать двигателем музыкального развития. Её применение всегда связано с движением, с уходом от тоники. Очень часто через субдоминанту совершаются переходы в другие тональности, то есть модуляции. Движением по звукам субдоминанты накапливает напряжение.

Доминанта – сила, которая противоположна субдоминанте. Она тоже очень подвижна, но её напряжение гораздо больше субдоминанты, оно настолько обостряет ситуацию, что непременно требуется срочный «поиск выхода», срочное разрешение. Таким образом, если субдоминанта нас всё время уводит от тоники, то доминанта, наоборот, к ней приводит.

Как называются все остальные ступени?

Все остальные ступени, которые не относятся к главным, называются побочными. Это второй, третий, шестой и седьмой звуки в гамме. И да, они тоже имеют свои особые названия.

Начнём со ступеней, которые ближе всего находятся к тонике. Это седьмая и вторая. Их именуют вводными ступенями. Дело в том, что они неустойчивы, и очень тянутся к тонике, как правило, в неё разрешаются и потому как бы вводят нас в самый главный звук тональности, служат своеобразными проводниками. Седьмая ступень называется нижним вводным звуком, а вторая – верхним вводным.

Третья и шестая ступени называются медиантами. С латинского языка слово «media» переводится как «средний». Эти ступени являются промежуточным звеном, средней точкой по пути от тоники к доминанте или к субдоминанте. Третья ступень называется верхней медиантой (обозначается как M), а шестая – нижней медиантой или субмедиантой (ее сокращённое обозначение – Sm).

Знание главных ступеней и их функций, а также понятие о том, как звучат побочные ступени, очень помогает ориентироваться в тональности – слышать в ней построенные аккорды, интервалы, быстро подбирать аккомпанемент, правильно выстраивать фразировку и динамику во время исполнения.

Напоследок хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, что главные ступени и устойчивые ступени – это разные вещи. Главные ступени – это первая, четвёртая, пятая, а устойчивые – первая, третья и пятая. Постарайтесь их не путать!

Видео: как звучат главные ступени в тональностях До мажор и ля минор

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector