Blouter.ru

Авто Журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Легенда ралли

Легенда ралли



История: 20 лет Самара Т3.
Никто не вспомнит сейчас про то, что в этом году отмечает — страшно сказать — свой двадцатый юбилей самый успешный из российских (или околороссийских, или даже околосоветских) легковых рейдовых проектов. 20 лет исполнилось прототипу Lada Samara T3. Ура, товарищи!

Тихий юбилей.
Эту машину построили во Франции по желанию (и за деньги) импортера вазовских автомобилей Жана-Жака Пока. Владелец фирмы «Lada-Poch» был серьезно «сдвинут» на почве тольяттинских автомобилей и вкладывал огромные деньги в собственную спортивную программу. Но все началось еще раньше — до 1990 года, когда на старт ралли-рейда «Париж-Дакар» вышли три Lada Samara T3 были «адские Lada Niva Poch…»

Плодородная Niva.
В 1977 году ВАЗ выпустил внедорожник «Нива» ВАЗ 2121. Жан-Жак Пок получил машину в свое распоряжение и… уже в конце следующего 1978 года на старт первого в истории рейда «Париж-Дакар» вышли сразу два автомобиля Niva Proto, подготовленные под его началом. Кстати, слово «прото» в названии означает совсем не то, что вкладывается в него в наши дни.

Это были никакие не «прототипы», а едва ли не стандартные Нивы, с установленным в салоне каркасом безопасности, дополнительными бензобаками и баками для питьевой воды. Обе машины добрались до финиша, заняв 28 и 42 места.На старт «Париж-Дакар» 1980 года вышла Нива с форсированным до 110 лошадиных сил вазовским двигателем. Снова финиш, причем на этот раз на 19 месте.

Годом позже двигатель претерпел еще более серьезную «операцию» — на основе серийного блока был создан 140-сильный 1.8 литровый мотор. Машина совершенствовалась, результаты росли — свой третий «Дакар» экипажи закончили ралли-рейд на третьем и одиннадцатом местах! Однако на этом карьера «серийной» Нивы закончилась…В 1982 году Жан-Клод Бривуан вновь стартовал на все той же Lada Poch 1800, которая принесла в восемьдесят первом третье место. И даже столь высокую позицию сумел улучшить — француз финишировал вторым! Но на ралли Atlas и ралли Фараонов вовсю обкатывался полноценный прототип, построенный на базе Нивы. Lada Niva Poch с двухлитровым 150-сильным двигателем принес победу уже во втором своем старте!
И в том же году свой первый старт совершил прототип Нивы с двигателем, расположенным в базе позади передних сидений. Мотор был французский — шестицилиндровый объемом 2.5 литра и мощностью 180 л.с. Но машину не успели довести до ума и хоть она и заняла третье место в алжирском ралли, но своему переднемоторному собрату проиграла…

Дальше — больше. С 1983 по 1988 год Нивы строились уже несколькими командами — вазовская платформа показала свою силу. Двигатели становились все мощнее и мощнее: сначала 215 л.с., затем 270, 290 и, в конец концов, был перейден психологический барьер в триста лошадиных сил — в своей последней версии «Нива от Пока» оснащалась трех с половиной литровым шестицилиндровым V-образным мотором мощностью 310 л.с! При этом двери, капот и крышка багажника Нивы были выполнены из карбона, а это значительно снижало вес автомобиля.

Всего под руководством Пока на базе Нивы было построено восемь гоночных автомобилей. Два из них по-прежнему принадлежат Жан-Жаку…К началу девяностых годов команда Lada Poch представляла собой серьезнейший «частный» коллектив. На каждую гонку команда приезжала с несколькими боевыми автомобилями, которыми управляли сильнейшие рейдовики тех лет. В группе сопровождения были «быстрые» технички на базе рейдовых Mercedes G-klass, а также тяжелые технички MAN 20.280 DFAEG 6х6. Но век Нивы заканчивался и начинался, как тогда казалось, «век Самары»…

Не забываем ставить палец, вам не сложно, а мне приятно:)

Нива ралли париж дакар

Советская «Нива» (ВАЗ-2121, сейчас LADA 4х4) на весь мир прославилась как первый внедорожный автомобиль. Этой модели под силу пройти практически любое бездорожье. Логично, что внедорожник неоднократно принимал участие в различных раллийных соревнованиях, в том числе в легендарном ралли «Париж-Дакар». Портал AUTOSPORT.com.ru опубликовал статью, посвященную участию «Нивы» в этих соревнованиях. Лада Клуб публикует эту статью в полном объеме.

История российского автоспорта на «Дакаре» начинается отнюдь не с 90-х годов, когда состоялся дебют легендарной команды «КАМАЗ-Мастер». Первый отечественный автомобиль вышел на старт самого первого марафона. Это был полноприводный внедорожник из СССР – «Нива» ВАЗ-2121 – сошедший с конвейера в апреле 1977 года. Произошло это, правда, исключительно благодаря французскому экспортеру Жан-Жаку Поку, который был просто без ума от техники с завода в Тольятти. Дважды он сам выступал в ралли-рейде на этой машине, но только в качестве штурмана, и не на «Дакаре», а на египетском Ралли Фараонов в 1987 и 1988 годах. Управлял «Нивой» ни много ни мало вице-чемпион Формулы 1 и победитель «24 часов Ле-Мана» Жаки Икс.

«Это был настоящий внедорожник: дешевый и надежный, тогда как раньше были только тяжелые военные машины», – вспоминает Пок.

Дебют «Нивы» состоялся всего через полтора года после выпуска. На старт у Эйфелевой башни в Париже 26 декабря 1978 года вышли пять автомобилей, привезенные из России. Отличий от стандартной модели за исключением обязательного каркаса безопасности и дополнительного бака не было, остался даже заводской 1,6-литровый двигатель. Тем не менее две из пяти машин благополучно добрались до финиша 14 января 1979 года. Жан-Луис Летенду занял 28-е место в общем зачете, а Кристиан Дубоску расположился на 32-й позиции. Учитывая то, что в то время на «Дакаре» не было никаких разделений на категории, результат получился, действительно, впечатляющим, ведь позади оказались такие машины как Peugeot, Renault, а 2/3 участников впереди выступали на мотоциклах.

К середине 80-х от серийной «Нивы» не осталось фактически ничего за исключением внешних очертаний. Командой Пока, получившей название Lada Poch, а затем двумя другими коллективами VSD и Pastis была модернизирована подвеска, кузов был усилен, расширен и облегчен за счет использование карбона, а вазовский двигатель сначала доработали, а затем и вовсе заменили. Так что на базе советского внедорожника получился настоящий «дакаровский» прототип.

Особенно интересно, как с каждым годом росла мощность силового агрегата: 110, 150, 180, 240, 270 л.с. Наконец, в 1986-м, когда на «Ниве» был установлен турбированный мотор R.O.C, количество лошадиных сил перевалило за 300! На прямиках с такой мощностью машина разгонялась до 240 км/ч.

Несколько раз «Нива» была близка к успеху на ралли-рейде «Париж-Дакар». Уже в третьем издании гонки в 1981-м российский автомобиль под управлением француза Жан-Клода Приавона лидировал в общем зачете на протяжении большей части дистанции, но, к сожалению, пробитый радиатор на одном из последних этапов отбросил экипаж на третье место. Спустя год тот же Приавон финишировал вторым, уступив только соотечественнику Клоду Маро на Renault.

Еще одно второе место команде Пока принес в следующем году Андре Троссат. Этот подиум стал последним для «Нивы». По мере доработки надежность прототипа, которая и так всегда хромала, становилась только хуже. В 1985-м ни одна из 18 стартовавших «Нив» не доехала до финиша у «Розового озера». Причем, большинство сошли из-за проблем с амортизаторами.

Но на менее протяженных и сложных гонках модернизированная машина из Тольятти отлично себя зарекомендовала. Ралли Париж-Тунис, ралли Алжира, ралли Фараонов – все эти экзотические гонки покорились «Ниве», причем в Египте в 1983 году прототипы Pastis заняли все три первых места пьедестале почета. Так что со скоростью и проходимостью проблем не было. Не хватило лишь надежности, чтобы покорить главный ралли-рейд планеты…

К концу 80-х эра «Нивы» на «Дакаре» подошла к логическому завершению. Пусть и серьезно модернизированная, но за десять лет модель ВАЗ-2121 устарела, и тягаться с полноценными прототипами уже было невозможно. Для любви Жан-Жака Пока к машинам из Тольятти это не стало преградой, и к гонке 1990 года его Lada Poch подготовила к участию прототип… «Лада Самара T3». В отличие от «Нивы», с этой машиной французский коллектив не смог добраться даже до подиума, и наивысшим достижением стало шестое место на «Дакаре-1993», а уже в следующем году французская компания покинула соревнование, продав автомобиль заводской команде «ВАЗа». Впрочем, запала коллективу с длинным названием Lada-Vaz-Togliatti-Russia хватило только на один марафон в 1994 году, когда обе «Самары» сошли с дистанции. Два других экипажа из Тольятти выступили на «Ладе Нива T3».

В отличие от своего предшественника, десять лет выходившего на старт «Дакара», этот прототип был полностью собран на заводе «АвтоВАЗа» и значительно уступал по характеристикам. Если последняя модификация Lada Poch оснащалась мотором мощностью 310 л.с. и разгонялась до 240 км/ч, то отечественный покоритель ралли-рейдов мог похвастать только 135 л.с. и максималкой в пределах 160 км/ч.

Были локальные успехи у данного прототипа, такие как победы на ралли-рейдах в Венгрии в 1991-м и 1994-м, но на крупных международных соревнованиях «Ладе Нива T3» не хватало конкурентоспособности, что и подтвердил единственный выезд на «Дакар» в 1994-м. Александр Лакеев финишировал на далеком 41-м, а экипаж Анатолия Кривобокова сошел.

Чуть лучше дела обстояли на ралли-рейде «Париж-Москва-Пекин» – аналог нынешнего «Шелкового пути» – где в 1995-м «Нива» под управлением того же Лакеева заняла десятое место. Но вскоре FIA запретила категорию автомобилей T3, и на этом программа «ВАЗа» в международных соревнованиях прекратила существование.

В середине 2000-х были надежды на её возрождение, когда российский производитель объявил о начале работы над машиной Lada Raid. Дебют прототипа планировался на «Дакар-2008». Как известно, гонка не состоялась, но еще раньше, в конце 2006-го, многообещающий проект был «заморожен» и остается в этом состоянии по сей день…

Африканские приключения: как «Нива» едва не выиграла ралли Дакар

Обзоры 12.04.2019 20

Старая добрая «Нива» хорошо известна во многих странах мира — машины до сих пор продаются на рынках стран Европы, Южной Америки, Ближнего Востока. А в восьмидесятых годах гонщики на советских внедорожниках едва не покорили легендарное ралли Париж–Дакар.

Сегодня побеждай, завтра продавай

Жил-был во Франции бизнесмен Жан Пок. Он занимался продажей «Москвичей» и «Шкод», его бизнес рос и развивался. А когда «Москвич-412» удачно выступил на ралли «Лондон — Сидней» и «Лондон — Мехико», интерес к советским машинам стал ещё выше. И тогда Пок понял, что успешное выступление в гонках может быть отличной рекламой.

Вскоре в автосалонах Пока появился новый советский автомобиль — внедорожник ВАЗ-2121, он же «Лада Нива»: компактный внедорожник с постоянным полным приводом, блокировкой межосевого дифференциала, понижающей передачей по скромной цене.

Версия Plein Soleil для французского рынка, созданная фирмой Poch

По сути, в руках у Пока оказался алмаз, который требовал лишь тщательной огранки в виде соответствующей рекламы. Но чтобы она сработала, необходимо было показать автомобиль во всей красе — в полевых условиях. На ловца, как известно, и зверь бежит. В 1978 году французский мотогонщик Тьерри Сабин провернул большое дело — организовал ралли, аналогов которому на тот момент не существовало: гонку от Парижа до Дакара, столицы африканского государства Сенегал.

Первый Дакар

На первое ралли заявилось сто семьдесят экипажей, в том числе пять участников на «Нивах». Интересно вот что: экипажи на «Ладах» выступали в частном порядке, не представляя ни Францию, ни Советский Союз. Гонщики сами купили автомобили, при этом никто из них не стал серьезно внедряться в заводские характеристики машин и менять их. Естественно они не смогли обойтись без усиленной подвески, дополнительной защиты днища и каркаса безопасности, но на этом модернизация машины и была закончена. Не тронули французы стандартный мотор на 80 «лошадок», посчитав его вполне пригодным для преодоления десяти тысяч километров в экстремальных условиях.

«Нива» на ралли 1979 года

Понятно, что советские машины изначально считались аутсайдерами. О них мало кто знал, а конкуренцию им составляли серьезно подготовленные автомобили. До финиша добрались лишь две «Нивы»: одна финишировала на 28-м месте, другая — на 42-м месте. При этом нужно уточнить, что в первой гонке транспортные средства не делились по классам, а участвовали общим скопом, поэтому в числе лучших были, в основном, мотоциклы и грузовики.

Наиболее удачно выступившая «Нива» нашла новых хозяев прямо в Дакаре. А второй «проходимец» вернулся во Францию, причем транспортировку автомобиля оплатил как раз Жак Пок, а экипаж этой машины — Кристиан Дюбоск и Пьер-Эммануэль Фрусса — подробно рассказал ему о поведении автомобиля на разных участках гонки.

Новые попытки

Проанализировав полученные сведения, Жак Пок понял, что «Нивы» могут выступить в ралли куда лучше, если их как следует подготовить к гонке. Эта идея стала для француза навязчивой, и он стал делать машину для участия в Дакаре 1980 года. Мастера выжали из штатного силового агрегата 110 «лошадок», а за руль внедорожника сел профессиональный гонщик Жан-Клод Бриавуан. Кроме машины, выставленной Поком, в гонке приняли участие еще несколько экипажей на «Нивах».

Гонка 1980 года сложилась для французского бизнесмена неудачно. Бриавуан поначалу ехал неплохо, но в Алжире сошел с дистанции из-за серьезной поломки. Лучшим результатом для «Нивы» стало 19-е место.

Экипаж под номером 126 (Андре Тросса, Жаки Турон) занял 19-е место в гонке 1980 года

Пок не опустил руки и принялся готовиться к следующему соревнованию. Самое важное изменение затронуло сердце автомобиля. На «Дакар-81» француз выставил «Ниву» с модернизированным силовым агрегатом, который выдавал 140 л. с. при рабочем объеме 1,8 литра.

Но невезение буквально преследовало Пока и его гонщиков. Сначала Бриавуан заблудился в пустыне, а когда он все-таки сумел отыскать дорогу, в машине закончился бензин. После этого он умудрился проколоть несколько колес. А под финиш, когда Бриавуан, преодолев многочисленные трудности, сумел приблизиться к лидеру, у «Нивы» потек радиатор. В итоге — третье место. Естественно, для советского автомобиля это был феноменальный успех, но осадок от упущенной победы у Пока остался.

Раллийную «Ниву», стартовавшую на Дакаре 1981 года, недавно продали с аукциона за 4600 фунтов стерлингов

Почти победа

Очередной «Париж-Дакар», состоявшийся в 1982 году, не обошелся без участия машины упрямого француза. Надо сказать, что те соревнования стали рекордными по количеству заявленных «Нив» — на старт вышло аж два десятка машин! Всё тот же Жан-Клод Бриавуан превзошёл свой предыдущий результат, финишировав на втором месте! Впереди оказался только Клод Марро на Renault 20 Turbo.

«Нива» Бриавуана на Дакаре 1982 года

Для следующей гонки на «Ниву» поставили 2,4-литровый двигатель Simca, выдававший 200 л. с. Кроме этого, металлические двери, капот и крышу у «Нивы» заменили на более легкие, стеклопластиковые. На эти соревнования Пок выставил сразу три своих экипажа, причем один из них был женским. Кроме этого, за всеми машинами теперь должна была следовать «техничка», которая помогла бы сэкономить драгоценное время в случае ремонта.

Но и эта гонка показала не принесла команде Пока победы. Первым сошел с дистанции женский экипаж: на сложном отрезке у машины «умерла» электрика, и восстановить её было невозможно. Не заладилось дело и у Бриавуана — он занял лишь 36-е место. А вот Андре Тросса вполне мог бы стать победителем гонки, но уступил первое место бывшему гонщику Формулы-1 Жаки Иксу на внедорожнике Mercedes-Benz 280 GE.

Андре Тросса на ралли 1983 года

Финиш

На этом, собственно, все. От года к году гонка сильно менялась, превратившись в престижное международное ралли, а «Нивы» остались прежними и уже не могли бороться за места на подиуме. Время советского внедорожника прошло. Словно пытаясь поймать былые успехи за хвост, в 1990-х годах в ралли принял участие гоночный прототип Lada Niva T3. Но навязать конкуренцию соперникам не получилось — машина заняла итоговое сорок первое место. Другие автомобили задавали тон гонкам, теперь это стало окончательно понятно.

• Это было интересно? Подпишитесь на наш телеграм-канал — там есть наши новости, рассказы про интересные машины и фотографии с курьёзами.

В Новосибирске готовят автомобиль «Нива» к гонке «Дакар»

В Новосибирске в одном из автоцентров, расположенном в промзоне левобережья, механики готовят автомобиль «Нива» к предстоящему испытанию. Ее владельцы Марио Якобер и Сладан Мильич из Швейцарии купили внедорожник, чтобы участвовать в легендарной гонке.

Более 30 лет автомобиль «Нива» не принимал участия в экстремальной многодневной гонке «Париж – Дакар». Однако в 2022 году советский внедорожник вновь пройдет экстремальным маршрутом, на этот раз по Саудовской Аравии. Корреспонденты «Московского комсомольца» в Новосибирске» встретились с швейцарцами и попросили рассказать о подготовке к гонке.

«Я всегда хотел участвовать в гонке «Дакар». На Новый год я приезжал к родственникам жены в Новосибирск. Мы с ними ездили на рыбалку. И на льду озера увидел очень много «Нив». И тогда я обратил внимание, что даже при температуре воздуха -30 градусов – это отличная машина, чтобы участвовать в гонке «Дакар», – рассказал Марио Якобер.

Он отметил, что автомобиль «Лада Нива» уже участвовал в этой гонке в 1980-х годах, и хотел бы повторить этот успех. Раньше Марио уже сталкивался с этим автомобилем, бывая в Новосибирске. Советский внедорожник всегда его интересовал. Он познакомился не только с конструкцией машины, но и с ее историей.

«Я был в шоке, как «Нива» справлялась с бездорожьем по снегу и льду, несмотря на легкий вес. И понял, что это действительно очень хороший автомобиль для экстремальных гонок. Его конструкции и возможности проявились как раз зимой, и я уверен, что это будет очень хорошая машина для участия в ралли и внедорожных поездок», – уверен Марио Якобер.

«Лада Нива» уже участвовала в «Дакаре» 34 года назад. Сейчас в гонке появилась новая категория «Дакар-классик». В ней должны участвовать машины той же комплектации, и они не должны быть сильно изменены. Поэтому автомобиль немного усилен, кое-что заменили, но основа осталась нетронутой.

«Мы постарались сохранить автомобиль в оригинальной комплектации. Однако для безопасности и езды по бездорожью усилили шасси. А для выносливости усилили двигатель», – уточнил Марио Якобер.

Он отметил, что по бездорожью автомобиль способен ездить со скоростью 100 километров в час, а по простой дороге 120–130.

По словам управляющего СТО в Бердске Валерия Анучина, автомобиль был в достаточно хорошем состоянии.

«Мы искали машину в течение полутора месяцев. Последние 15 лет ею владел пенсионер. Он ездил исключительно на дачу. Купили автомобиль в феврале. «Нива» была в очень хорошем состоянии. Конечно, были трудности с постановкой автомобиля на учет, так как он не значился ни в каких базах», – рассказал он.

Сама «Нива» стоила около 100 тысяч рублей. А на ее восстановление потрачено уже около миллиона рублей. Под внешним хорошим видом оказалась не очень хорошая машина. Например, после пескоструйной обработки пришлось переваривать днище. Также пришлось усилить кузов и соединительные элементы.

«В целом над проектом работало много людей, примерно 20 человек. Их нужно было организовать. Марио даже ругается, что я не могу назвать точную дату завершения работы. С таким большим объемом работы мы столкнулись впервые», – рассказал Валерий Анучин.

Управляющий автоцентром Алексей Галашев рассказал, что на автомобиле после кузовного ремонта были установлены мотор и трансмиссия.

«Сложностей хватает. Как и в любом ремонте – их полно, и они непредсказуемы. Клиенты, увидев необычную «Ниву», интересуются, что мы с ней делаем, а когда узнают – не верят, что в Новосибирске готовят машину на «Дакар». Не сомниваюсь, что она доедет до финиша», – рассказал Алексей Галашев.

Как рассказал автослесарь, механик Виктор Пименов, при обновлении автомобиля заменили стекла на пластиковые.

«При подготовке автомобиля был увеличен на 110 литров бензобак, установлены гоночные сиденья. Кроме того, часть металлических деталей заменили на пластиковые. Также была убрана печка. Это было сделано для облегчения машины. Ее вес снизился примерно на 200 килограммов», – рассказал Виктор Пименов.

Марио Якобер встретился со Сладаном Мильичем на мероприятии, которое он сам организовывал. Оно было связано с автомобилями и называлось «Дорога в ад».

«Я сразу же понял, что Сладан – это тот человек, который готов ввязаться в авантюру: собрать автомобиль за 11 месяцев и выйти на «Дакар», – рассказал Марио Якобер.

Сладан Мильич добавил, что они много обсуждали различные идеи и одну из них решили реализовать – поучаствовать в гонке «Дакар» на «Ниве».

Он уточнил, что именно в «Дакаре» будет участвовать впервые. В каких-то других локальных гонках он участвовал. Но для «Дакара» они Rookies, что означает «участвующие впервые».
Когда Марио рассказал о планах по участию в «Дакаре», родственники жены поддержали идею и помогают собирать автомобиль. И постоянно находятся с ним на связи.

Что касается финансов, то это дорогое удовольствие. По словам Якобера, это одна из наиболее дорогих «Нив», которую можно встретить в Новосибирске.

«Это обычная «Лада Нива», которую сначала разобрали, а потом собрали заново для того, чтобы участвовать в «Дакаре». Этот автомобиль выпустили в 1984 году, и до этого им владели всего два хозяина», – уточнил Марио Якобер.

«Моя роль в экипаже – пилот и менеджер команды Racing Lada. Основная наша цель – дойти до финиша, преодолев шесть тысяч километров за две недели. И вернуть былую славу этой машине спустя 34 года. Заставить гордиться Россию и Швейцарию, что мы сделали такую машину», – сказал Марио Якобер.

Сладан Мильич признался, что он влюбился в силуэт «Нивы».

«Я в экипаже второй пилот и штурман. Моя задача проложить маршрут. Также я слежу за безопасностью. Машина мне очень нравится. Здесь я помогаю механику, наблюдаю, как все происходит. Мне нравится как внешняя, так и внутренняя составляющая», – сказал Сладан Мильич.
Он сравнил «Ниву» с итальянским «Фиатом». По его мнению, оба автомобиля схожи в дизайне и внутренних составляющих.

Следующая гонка «Дакар» пройдет в январе 2022 года в Саудовской Аравии. Вначале автомобиль будут тестировать в Новосибирске. Затем его перевезут через Москву в Швейцарию, где «Ниву» также будут тестировать и готовить к гонке. После этого все участники соберутся в Марселе, а уже оттуда на корабле их перевезут в Саудовскую Аравию.

«Для нас важно то, что российский автомобиль «Нива» готовится к гонке в России, в тесном сотрудничестве с экспертами в Новосибирске, чтобы сделать эту раллийную «Ладу Ниву» успешной, управляемой швейцарским экипажем», – подчеркнул Марио Якобер.

При этом швейцарская команда учитывает опыт участия «Нивы» в гонке «Дакар». В 1988 году это был последний раз, когда советская гоночная команда «Нива» участвовала в Дакаре, пилот (Джеки Икс, победитель Дакара-83) попал в аварию, но, несмотря на это, машина добралась до финиша. Им понравился этот опыт. Это было последнее участие «Лады Нивы» в «Дакаре», и они хотят вернуть ей былую славу, на этот раз с новой командой Racing Lada.

Непокорённый Дакар: как ВАЗ-2121 Нива выступал в легендарном ралли

В истории ВАЗ-2121 есть немало интересных и славных страниц. К примеру, знали ли вы, что уже в конце семидесятых годов советский полноприводник дебютировал в знаменитом ралли «Париж-Дакар»? Не менее удивительно то, что своим успехом «в большом африканском приключении» Нива обязана… французскому импортёру Lada Poch.

В ладелец компании Жак Пок представлял на французском рынке чехословацкие автомобили Skoda, а также советские Москвичи и марку Лада (с 1972 года). При этом он являлся большим поклонником автомобильных гонок и принимал в них участие еще в начале пятидесятых годов.

На фото: Жак Пок (слева) на старте Ле-Мана 1952 года

Очевидно, что предприимчивый француз разделял известную поговорку «Выигрывай в воскресенье — продавай в понедельник», поскольку спортивные успехи не только способствовали продажам автомобилей любой марки, но и могли «поднять» имидж не самых престижных машин, произведённых в странах соцлагеря. Ведь, чего греха таить, многие европейцы отдавали предпочтение советской технике только благодаря её доступности. Однако участие (не говоря уже о победе!) в каком-нибудь престижном и известном соревновании могло подогреть интерес к Ладам и Москвичам — что, собственно, и произошло с «четыреста двенадцатыми» еще во время участия в марафонских ралли «Лондон-Синдей» и «Лондон-Мехико». Немудрено, что месье Пок, представлявший на французском рынке советские автомобили Москвич с 1965 года, cмог извлечь из отличного результата команды «Автоэкспорта» в длительных и тяжелых марафонах немалую коммерческую выгоду.

Когда появилась Нива, многие западные потребители взглянули на советскую марку Lada по-новому. Ведь по набору потребительских качеств ВАЗ-2121 с постоянным полным приводом, «понижайками» и блокировкой межосевого дифференциала не только опередил своё время, но и не имел равных – по крайней мере, в своей ценовой категории. Оставаясь почти легковым автомобилем по уровню комфорта, советская машина по возможностям и потенциалу была сравнима с хорошими «проходимцами» тех лет. При этом за счет короткой базы, небольшой снаряженной массы и удачной развесовки даже с относительно слабым «шестёрочным» двигателем Нива показывала великолепные результаты при штурме бездорожья.

Неудивительно, что Жак Пок наряду с остальными западноевропейскими импортёрами тут же наладил поставки Нив во Францию. И практически одновременно с европейским дебютом ВАЗ-2121 в 1978 году французский мотогонщик Тьерри Сабин задумал провести дерзкое и неожиданное соревнование — ралли, которое стартовало бы в Париже и финишировало в столице Сенегала, африканском городе Дакар. Таким образом, участники могли испытать себя и автомобили в знаменитых своим коварством песках Африки.

Тьерри Сабин на фоне Нивы незадолго до гибели (1986 год)

Идея явно понравилась моторизированным авантюристам всего мира, ведь на старт первого ралли «Париж-Дакар» было заявлено ни много ни мало 170 автомобилей и мотоциклов! Причем пять экипажей стартовали на. правильно, советских ВАЗ-2121.

Самое удивительное, что при этом все они не представляли ни советскую команду, ни французского импортёра! То есть, эти участники просто приобрели Нивы в частном порядке, выбрав новейший и почти никому не известный советский полноприводник в качестве доступного автомобиля, на котором можно (и нужно) принять участие в новом ралли-рейде.

По этой причине автомобили не сильно отличались от обычной серийной Нивы: вваренный каркас безопасности, более объемный бензобак, дополнительная защита днища и усиленные подвески. Под капотом при этом оставался все тот же стандартный 80-сильный двигатель Жигулей.

В такой спецификации наряду с остальными экипажами Нивам предстояло проехать десять тысяч (!) километров, состоявших из спецучастков, проложенных по пустыне, грунтовым «дорогам» и пересеченной местности. По сути, серийные автомобили советского производства с минимумом доработок должны были проехать там же и так же, как и серьезно подготовленные «боевые» машины.

В первом ралли ехали кто на чем горазд – например, на «полувоенном» вездеходе Volkswagen Iltis

Конечно, на финиш прибыли не все Нивы — добраться до столицы Сенегала получилось у двух экипажей из пяти, причем один из них занял 28-е место в общем зачете, а второй — 42-е. Однако в действительности результат был куда более высоким, ведь регламент первого ралли «Париж-Алжир-Дакар» не предполагал разделения участников по классам, поэтому итоговые места «делились на всех», включая мотоциклы и грузовики.

При этом условия первой гонки, мягко говоря, оставляли желать лучшего — ралли оказалось не только сложным, но и не могло похвастать высоким уровнем организации. Многие экипажи испытывали трудности с. водой и питанием! Что уж и говорить о техническом обеспечении автомобилей, которым приходилось выступать одновременно и боевыми экипажами, и своеобразными «техничками», навьючив на борт все необходимое в пути, включая провиант и запасные части.

Как видно, Нивы были загружены, что называется, под завязку

Видимо, испытание оказалось слишком суровым для экипажа под стартовым номером 132, занявшего 28-е место в абсолюте: сразу после финиша Пьер Минонзио и Жан-Луи Ле Денту продали свою Ниву прямо в Сенегале.

Обе Нивы на финише первого Дакара

Ну а вторая Нива №107, финишировавшая 42-й, вернулась домой с помощью Жака Пока, который оплатил этот «обратный трансфер» в обмен на информацию от Кристиана Дюбоска о том, как Нивы себя показали на протяжении всего пробега.

На фото: Нива экипажа Кристиан Дюбоск/Пьер-Эммануэль Фрусса

Относительно удачный дебют спортсменов-любителей на советских машинах в Дакаре-79 натолкнул Пока на мысль о том, что на следующее соревнование необходимо выставить собственный экипаж. Разумеется, подготовка машины под стартовым номером №128 и условным названием Niva Proto была выполнена на куда более высоком уровне — в частности, мощность двигателя различными ухищрениями подняли до 110 «лошадок», а за рулём оказался профессиональный гонщик Жан-Клод Бриавуан. Всего же во втором Дакаре приняло участие уже восемь экипажей на русских внедорожниках.

В семидесятые годы Жан-Клод Бриавуан (на фото справа) принимал участие в различных соревнованиях

Результаты «поковской» Нивы на первых этапах Дакар-80 были очень обнадеживающими — спортсмены показали лучшее время, но. уже в Алжире они были вынуждены сойти с трассы из-за поломки. Зато «частник» Андре Тросса смог финишировать девятнадцатым.

Тем не менее, короткое, но блестящее выступление гонщиков команды Пока не осталось незамеченным – теперь в Ниву уже поверили всерьез.

Ведь в сравнении с остальными участниками достаточно доступный советский вездеход выглядел отнюдь не мальчиком для битья благодаря полноприводной трансмиссии и крепкой ходовой части. Вдобавок Нива была довольно лёгкой, благодаря чему многие сложные участки могла преодолеть «ходом».

В 1981-м Пок снова выставил Ниву на гонку, увеличив объем мотора до 1,8 литра. Это позволило выжать из жигулёвского двигателя впечатляющие 140 л.с. — то есть, он стал почти вдвое мощнее стандартного!

Увы, в этот раз спортсменов подвела не техника, а отсутствие достаточного опыта в навигации по пустыне. Не совсем точно трактовав «легенду», Бриавуан потерял много времени, а также один раз встал посреди допа с «сухим» баком. На итоговый результат повлияли и неоднократные проколы колёс, замена которых тоже привела к потерям драгоценного времени.

Впрочем, французский гонщик смог догнать лидировавшего Рене Метжа на Range Rover, но. из-за потёкшего радиатора Нивы со 157-м стартовым номером вместо победы команде Lada Poch S.A. удалось занять лишь третье место в абсолюте. В любом случае, это был успех и очевидное достижение и французских гонщиков, и советского автомобиля.

Неудивительно, что в 1982-м в «Дакаре» приняло участие уже два экипажа команды Пока, а всего в этой гонке приняло участие рекордное количество ВАЗ-2121 — два десятка автомобилей!

В этот раз победить в «Дакаре» смогли братья Марре. Слагаемые их успеха — 170-сильный Renault 20 Turbo 4×4 и богатый опыт участия в африканских рейдах.

Ну а экипаж команды Пока (Жан-Клод Бриавуан/Андре Дэлиар) довольствовался вторым местом в абсолютном зачете — прямо скажем, хороший результат.

Lada Niva на ралли Париж-Дакар (1983 год)

К сезону 1983 года Жак и Жан-Жак Поки поняли, что советский мотор себя исчерпал и решились на «пересадку сердца» — установку двигателя Simca объемом 2,4 литра. Изначально этот мотор был турбированным (!), но для большей надежности от такого способа прибавки мощности решили отказаться, ведь Нива должна была ехать не только быстро, но и долго.

Переделку выполнила компания Maurelec, принадлежавшая Марселю Морелю, который в 1981-м и сам принимал участие в Дакаре на Ниве с французским мотором.

В результате расположенный в базе двигатель гоночного ВАЗ-2121 развивал около 200 л.с. Но и этого Покам показалось недостаточно: французы решили облегчить автомобиль, установив стеклопластиковые двери, капот и крышку багажника. Кроме того, машина получила более мощные тормоза и модернизированное электрооборудование. Таким образом, выставленная на Дакар-83 Нива по технике заметно отличалась от серийного «исходника», причем достаточно вольный техрегламент допускал подобные метаморфозы.

В гонке приняло участие сразу три экипажа команды Lada Poch, которые вдобавок получили постоянную техническую поддержку со стороны собственной команды на протяжении всей гонки.

Дакар-83: пожалуй, лучшее время Нивы. И команды Lada Poch S.A.

Увы, надежды на первое место снова не оправдались: из-за неполадок в электрике «женский» экипаж Мартин Дэ Кортенз/Энн-Мари Дэ Белабре быстро сошел с дистанции, а технические проблемы откинули Бриавуана аж на 36-е место. Зато Нива под управлением Андре Тросса финишировала второй, причем в этом не было вины пилота! Во-первых, короткобазная машина уже шла на пределе своих возможностей, а, во-вторых, соперники из команды Mercedes-Benz отремонтировали свой G-класс с нарушением регламента, из-за чего впоследствии должны были получить дисквалификацию. Но представители Lada Poch так и не подали протест, согласившись с очередным дакаровским «серебром».

Затем вплоть до 1988 года экипажи от Пока продолжали стартовать на Нивах наряду с другими участниками, но. Невзирая на увеличение колёсной базы, серьезную модернизацию подвесок, применение карбона, постоянный рост мощности двигателей боевых машин и взятый показатель в 300 л.с., попасть на дакаровский пьедестал гонщикам на советских внедорожниках больше так и не удалось. К тому времени и дакаровская техника, и потенциал соперников стали другими – после трагической гибели Тьерри Сабина в 1986-м из «полупрофессионального» это ралли превратилось в соревнование мирового уровня с соответствующим подходом и бюджетами. Да, поздние поковские прототипы разительно отличались от первых Niva Proto, обладая характеристиками, о которых и не мечтали покорители первых «Дакаров», но в середине восьмидесятых этого было уже недостаточно. А противостоять на равных грозным монстрам вроде Porsche 959 или Peugeot 205 T16 даже изрядно доработанная Нива под управлением грандов вроде Пьера Лартига и Жаки Икса, увы, не могла…

Для участия в ралли Dakar Classic швейцарцы нашли «Ниву» в Новосибирске

Lada Niva впервые за 35 лет будет выступать в ралли-марафоне «Дакар». Возродить былую славу советского внедорожника взялись энтузиасты из Швейцарии.

«Лада Нива» будет участвовать в новой категории ралли «Дакар» — Dakar Classic. Заявку на международный ралли-марафон сделали швейцарские гонщики Марио Якобер и Сладан Мильич в составе коллектива Racing Lada.

— Мы два страстных поклонника автомобилей из Швейцарии, которые хотят отдать дань былой славе Lada Niva на «Дакаре», эпохе её большого успеха в 80-х годах прошлого столетия, — рассказал Якобер Telegram-каналу Cross-Country Rally. — В свободное время мы восстанавливаем классические спортивные машины и организуем ралли и другие эксклюзивные автомобильные мероприятия. Наше видение — стать первой гоночной командой Lada Niva за последние 35 лет.

Гоночный болид швейцарцы собирают на основе ВАЗ-2121 1984 года выпуска. Этот автомобиль они разыскали в Новосибирске, где и готовят его к гонке. Кузов уже восстановили. Шасси машины усилили, чтобы автомобиль соответствовал тем Нивам, которые выступали на ралли «Париж-Дакар».
Поделиться:

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Еще по теме:

Монгольская часть ралли «Шёлковый путь» отменяется из-за бубонной чумы

В Новосибирске заметили гонщиков международного ралли «Шёлковый путь» (фото)

В субботу, 3 июля, в Новосибирске стартует очередной этап Международного ралли «Шёлковый путь»

Старт в Омске – финиш в Улан-Баторе: увлекательные приключения ждут участников ралли «Шёлковый путь»

Нива вернется на ралли «Дакар» спустя 35 лет

Русская Лада Нива вернется на международный ралли-марафон «Дакар» в 2022 году. Правда, АвтоВАЗ к этой инициативе отношения не имеет — Ниву использует частный экипаж в новой категории Dakar Classic, впервые введенной в 2021-м. В ней участвуют автомобили, выходившие на старт «Дакара» и других крупных ралли-рейдов до 2000 года.

Заявку на участие в предстоящем ралли-марафоне, который пройдет с 2 по 14 января 2022-го, подали швейцарские энтузиасты Марио Якобер (Mario Jacober) и Сладан Мильич (Sladjan Miljic) в составе коллектива Racing Lada.

В качестве базы для постройки болида парни используют трехдверный ВАЗ-2121 1984 года выпуска (то есть еще с горизонтальными задними фонарями). Подходящий автомобиль-«донор» Якобер и Мильич нашли в Новосибирске, там же его сейчас переделывают в ралли-болид. Машину полностью разобрали, кузов восстановили, шасси усилили в соответствии со спецификациями первых Нив, участвовавших в гонке «Париж — Дакар».

«Мы два страстных поклонника автомобилей из Швейцарии, которые хотят отдать дань былой славе Lada Niva на «Дакаре», эпохе ее большого успеха в 80-х годах прошлого столетия. В свободное время мы восстанавливаем классические спортивные машины и организуем ралли и другие эксклюзивные автомобильные мероприятия. Наше видение — стать первой гоночной командой Lada Niva за последние 35 лет», — рассказал Якобер Telegram-каналу Cross-Country Rally.

Сейчас сборка автомобиля находится в завершающей стадии, после чего его перевезут в Швейцарию, где будут проведены тщательные тесты и настройка.

Заметим, Нивы участвовали в самом первом ралли-марафоне «Дакар», проведенном в 1979 году. До финиша они добрались, хоть и без призовых мест. Примечательно, что сама идея участия в гонке принадлежала вовсе не ВАЗу: автомобиль привез на главный марафон планеты Жак Пош (его команда носила название Lada Poch), который был дистрибьютором АвтоВАЗа во Франции. Первые Нивы для «Дакара» отличались от серийных лишь установленным каркасом безопасности и увеличенным топливным баком.

В 1981 году Жак Пош участвовал в «Дакаре» на Нивах с более серьезными доработками — были установлен форсированный до 110 л.с. мотор и усиленная трансмиссия. Француз лидировал существенную часть гонки, однако успеху помешал пробитый радиатор. Но даже с учетом поломки и потраченного на ее устранение времени экипаж стал третьим.

Нивы с переменным успехом участвовали в «Дакарах» до 1987 года.

На «Ралли Фараонов» 1983 года Нивы, стараниями Поша метаморфировавшие в серьезные болиды с моторами мощностью 240-290 л.с., заняли весь пьедестал. Машинами управляли французские спортсмены.

В середине 90-х Нива принимала участие в супермарафоне Париж — Москва — Улан-Батор — Пекин. Один из экземпляров с пробегом 200 тысяч километров выставлен в заводском музее АвтоВАЗа.

«Лада Нива» снова на «Дакаре»: машина из Сибири возрастом 37 лет (пробег – 82 тыс км) повезет по пустыне швейцарцев-любителей

Легендарный камбек шедевра российского автопрома.

«Дакар» – суровейшее и безжалостное гоночное приключение, придуманное на основе несчастного случая: французский мотогонщик Тьерри Сабин отклонился от маршрута ралли «Абиджан-Ницца» на 50 км, три дня провел в песках Сахары без еды и воды, а спасся лишь благодаря случайному пролету организаторов на самолете над местом его дислокации. Тогда-то Тьерри и решил окунуть всех желающих в такое же испытание – максимально бескомпромиссный рейд по Африке. В 1979-м идею реализовали со стартом в Париже и финишем в сенегальском Дакаре – и финала пути добрались даже две экспортные «Лады Нивы» (на 28-м и 42-м местах)! Причем из улучшений – на советских машинах лишь расширили бензобаки и довели до нужного гоночного уровня подвески.

Советский автопром присутствовал на «Дакарах» с самого первого рейда. И разработал главную победную тактику

С тех пор и до 94-го «Лады» гоняли на «Дакарах», на их основе даже собирали мощные прототипы, способные тягаться с «Порше» и другими гигантами мирового автопрома. Более того, французский дилер Жак Пок даже приглашал в пилоты бывших гонщиков «Ф-1» Жаки Икса, Жан-Жака Жабуи, Жана-Луи Шлессера и Патрика Тамбэ, а также регулярно подписывал призеров предыдущих рейдов. Итог – четвертое место в 1986-м.

А в 2022-м «Нива» вернется на «Дакар» – причем не какой-нибудь новодел, а самая настоящая советская олдскульная модель 1984-го 1600 4×4 (ВАЗ 2121) из Новосибирска. Ее нашли специально для рейда в более-менее хорошем состоянии без сильной ржавчины, но с пробегом в 82 тысячи километров.

Полностью оценить первоначальное состояние машины можно здесь.

Сейчас она уже выглядит поприличнее.

И уже тестируется в Новосибирске!

Правда, к «АвтоВАЗУ» инициатива никакого отношения не имеет: «Ниву» на «Дакар» повезут энтузиасты Марио Джакобер и Сладжан Мильич из Швейцарии.

«Мы два страстных поклонника автомобилей, которые хотят отдать дань былой славе «Лады» на «Дакаре» и эпохе ее большого успеха в 80-х годах, – рассказали они в интервью телеграм-каналу Cross-Country Rally. – В свободное время мы восстанавливаем классические спортивные автомобили и организуем ралли и другие автомобильные мероприятия.

Наше видение – стать первой гоночной командой «Лады» , которая снова будет участвовать в «Дакаре». Поехать на рейд – наша детская мечта, и в категории «Классика» мы сможем объединить ее с нашей страстью к классическим спортивным автомобилям. Наша мотивация – сделать что-то безумное, сложное и незабываемое. Цель – успешно финишировать, представить Швейцарию, а также отдать дань уважения «Ладе».

«Благодаря моей жене из России, наша «Нива» собирается в Новосибирске», – уточнил Марио. – Мы полностью разобрали автомобиль, шасси подвергли пескоструйной очистке и усилили в соответствии со спецификациями первых «Нив» с рейда «Париж-Дакар». Двигатель остался оригинальный, 4-цилиндровый, рядный с объемом 1568 куб. см – он полностью отремонтирован. Все компоненты соответствуют техническим требованиям «Классики» и ФИА.

Важно отметить огромную поддержку от Роланда Куссмауля и Вольфганга-Хендрика Унгера – они гонялись на «Порше» 959 на «Дакаре»-86 и теперь осуществляют техническую консультацию».

В честь них швейцарцы даже натянут на «Ниву» легендарную ливрею «Порше» 80-х– в цветах Rothmans.

Но прежде всего старт идее дала именно Россия – а точнее, 5 января 2021-го в Сибири на снежных тестах «Нивы» при -30 градусах по Цельсию.

Теперь ребята воодушевлены интересом к проекту с родины их машины – и уже создают мерч для финансирования части затрат поездку и участие через его продажу.

С учетом одних только взносов и покупки права выхода на старт им потребуется около €10 тысяч – без стоимости восстановления и оснащения самой машины. Кажется, будет непросто.

Стоп, а «классика» – это вообще настоящий «Дакар»?

Да, с 2021-го элитный марафон пополнился новой категорией для любителей-энтузиастов – в нем фанаты олдскульных внедорожников, выпущенных до 2000-го, получили возможность вернуть в пески некогда элитные машины и вновь на них погонять. Специально для болидов-ветеранов организаторы проложили 12 отдельных спецучастков длиной 200-300 км, но победителя выявляли не по времени, а по точности взятий контрольных точек за рассчитанный тайминг с учетом средней скорости – для каждой машины вычисляли свой норматив. Причем соответствие разработанному маршруту и расписанию оценивали в баллах – так что победить мог и пилот на чемпионском багги, и энтузиаст хоть на «Жигулях».

В 2022-м «Классику» усложнят: к предполагаемым периодам взятия точек и соответствия средней скорости добавят еще и штрафы за лишние километры. Теперь навигация и работа штурмана повлияет на битву за титул не меньше, чем в основных классах: главным фактором гонки вновь станет точность, раз топить на полную нельзя.

Можно ли назвать «Классику» настоящим «Дакаром»? Вполне: ведь любители поедут по той же безжалостной пустыне на еще более хрупких и сложных в ремонте машинах. Даже обычный финиш уже станет достижением для каждого – ведь вряд ли те же Марио и Сладжан в данный момент представляют реакцию на жару их «Нивы», катавшей исключительно по Сибири. Потому цель парней – именно хотя бы завершить марафон целиком. И параллельно прославить российский автопром, конечно.

Гонка за былой славой: «Нива» из Новосибирска едет на ралли «Дакар»

Советский внедорожник из Новосибирска будет покорять аравийские пески на ралли «Дакар». Машину купила швейцарская команда. Какие изменения внесли в конструкцию и чем приглянулась иностранцам «Нива», узнал корреспондент «Новосибирских новостей».

С русских дач в африканские пески

Белая «Нива» резво разгоняется по дорожке около новосибирского автосервиса. Экипаж осторожничает, стараются не газовать — пока не всё отрегулировано. Первый тест-драйв. Судя по улыбкам, швейцарцы довольны. Оба держат пальцы вверх.

«Нива» выпущена в 1984 году. Было только два владельца. У предпоследнего машина пробыла 15 лет — возила рассаду. Автомобиль начала 80-х годов в хорошем состоянии искали специально: на это потратили несколько недель.

По словам управляющего автосервисом Алексея Голышева, почти 40 лет назад машины делали крепче — детали, сами материалы были качественнее, а значит, и в песках не должны подвести.

Внутри — спортивные сиденья, задних нет — там увеличенный топливный бак. На передней панели перед штурманом — множество различных тумблеров: фонари освещения, аварийные сигналы, дополнительный вентилятор охлаждения. Добавлен мощный каркас безопасности — толстые трубы вварены в кузов.

Металл боковин заменили на пластик — желание заказчика. Внедорожник стал легче на сотню килограммов.

«Всё штатно, можете сами удостовериться, — говорит, поднимая капот, управляющий автосервисом Алексей Голышев. — Это обычный „нивовский“ двигатель, карбюраторный. Мощность — 80 лошадиных сил».

«Ниву» купили за сто с небольшим тысяч рублей — вложили уже почти миллион.

Ралли, зимняя рыбалка и семейная история

Этот внедорожник через пески ведёт семейная история. Жена пилота Марио Якобера — из Новосибирска. Познакомились в Санкт-Петербурге. Марио покорили красивый город со старинной архитектурой и сибирячка.

«Это многие говорят: в России прекрасные женщины. Они красивы, образованны и интеллигентны», — отмечает Марио.

Гостили здесь у родственников супруги. Швейцарца пригласили на зимнюю рыбалку. И там он увидел, как местные на небольших юрких машинах преодолевают сугробы в лютый мороз. Там и возникла идея: проехать на такой через пустыню.

«Я был поражён проходимостью и выносливостью этого автомобиля. При этом у него небольшие габариты и вес, простое техническое устройство.

Хочу вернуть былую славу этой замечательной русской машине», — поясняет Марио.

Он нашёл штурмана. Сладан Милич согласился без колебаний.

«Несмотря на то, что это была сумасшедшая идея, я просто сказал: „Давай сделаем это. Нет проблем“. Ну а после „Дакара“ можно и на зимнюю рыбалку в Сибирь съездить», — говорит Сладан Милич.

Настраивать системы и тестировать «Ниву» будут ещё месяц. Ралли состоится в будущем году. Экипаж будет представлять Швейцарию, но — с наклейками «Лада-Нива».

«Нива» на «Дакаре»

Швейцарский экипаж будет выступать в новой категории Dakar Classic. Её впервые ввели в этом году. В ней участвуют автомобили, выходившие на старт «Дакара» и других крупных ралли-рейдов до 2000 года.

Двигатель и подвеска в этих машинах должны быть аутентичными. Из необходимых переделок — каркас безопасности. Трасса проходит параллельно основной. Дюн на ней меньше.

В этой категории экипажи должны пройти участки, уложившись в установленное время, а не на скорость.

В этом году маршрут включал 12 этапов от 200 до 300 километров. В категории Dakar Classic выступали 24 экипажа. Среди машин — легендарный «Фольсваген Жук», «Порше-911», «Тойота Ленд Крузер», «Ниссан Патрол».

Марио Якобер и Сладан Милич будут участвовать в «Дакаре» следующего года.

Вообще теперешний «Дакар» уже долгое время не имеет отношения к городу Дакару — столице Сенегала. Из-за угрозы терроризма трассу перенесли из Африки в Саудовскую Аравию. Старт и финиш — в городе Джидда.

Через год после начала производства, в 1978 году, советским внедорожником заинтересовался французский автодилер Жак Пок. Он продвигал на европейском рынке машины из соцлагеря — чехословацкие «Шкоды» и «Москвичи» с «Жигулями» из СССР. Жак Пок, конечно, не мог пройти мимо нового советского вездехода — и наладил его поставки на Запад.

Годом позже стартовало первое ралли «Париж – Дакар». В нём участвовало сразу пять «Нив», купленных частниками. На финиш приехали только две. С 28-м и 42-м результатами.

В следующем марафоне участвовало уже восемь «Нив». В 1981 году Жак Пок выставил на ралли свою — она сильно отличалась от серийной. Увеличили рабочий объём двигателя. Довели мощность до 140 лошадиных сил при штатных 80. Результат — третье место.

Причём тогда по условиям соревнований машины и мотоциклы не разделяли на классы. Зачёт был общим.

В 1982 году на старте — уже 20 советских вездеходов. На финише — первое место братьев Марре, второе место — Жан-Клод Бриавуан и Андре Дэлиар. Годом позже — «серебро» Андре Тросса. «Нивы» гоняли по африканским пескам до 1988 года. Но таких ярких побед уже не было.

  • В этом году и Новосибирская область станет ареной крупнейшего мирового ралли «Шёлковый путь». Оно стартует в Омске 1 июля. Спортсмены проедут десять этапов. В Новосибирске будут 2 июля, а уже на следующий день отправятся в сторону Горно-Алтайска.

Школа гонщиков в Новосибирске

В Новосибирске не только готовят машины для ралли-рейдов. В городе работает муниципальная спортивная школа технических и интеллектуальных видов спорта. Там занимаются и перспективные гонщики. Недавно приехали с соревнований — открытого чемпионата и первенства Кемеровской области по автокроссу.

Юные пилоты багги привезли семь медалей. В том числе и золотую. Её заработал Илья Ефимов в дисциплине «Д3-мини». Вторые места — у Александра Осокина («супер багги»), Вадима Парфенова («Д2Н»), Дмитрия Чертова («Д2-юниор»), Глеба Мажарова («Д3-мини»). Бронзу взяли Данил Шиц («Д2-классика») и Илья Селин («Д2-юниор»).

Как готовятся к ралли швейцарские гонщики — смотрите в сюжете «Новосибирских новостей»:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector