Blouter.ru

Авто Журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ваз 2109,2108,2107,2106,2105,2104,2103,2102,2101, 2170, Таврия, Шевроле нива

Ваз 2109,2108,2107,2106,2105,2104,2103,2102,2101, 2170, Таврия, Шевроле нива

ВАЗ 2109, ВАЗ-2108 » Двигатель » Сборка двигателя – I

Установите на стенд чистый блок цилиндров и вверните в него отсутствующие шпильки. Установи­те кронштейн крепления генератора и закрепите его двумя болтами.

Смажьте моторным маслом вкладыши подшип­ников и упорные полукольца коленчатого вала, а также поршни, поршневые пальцы и сальники. При сборке двигателя после ремонта всегда устанавли­вайте новые сальники коленчатого вала.

Установите в 1-е, 2-е, 4-е и 5-е гнезда блока цилин­дров вкладыши с канавкой, а в 3-е гнездо блока ци­линдров и в крышки коренных подшипников – вкла­дыши без канавки. Уложите в коренные подшипники коленчатый вал и вставьте в гнездо среднего коренного подшипника упорные полукольца (рис. 1).

Полукольца должны быть обращены канавками в сторону упорных поверхностей коленчатого вала (со стороны канавок на поверхность полукольца нанесен антифрикционный слой). С задней стороны от средней опоры коленчатого вала ставится металлокерамическое полукольцо (желтого цвета), а с передней сторо­ны – сталеалюминиевое.

Установите крышки коренных подшипников в со­ответствии с метками, которые нанесены на их на­ружной поверхности (рис. 2). Крышки разверните так, чтобы метки на каждой из них находились со стороны установки генератора. Затяните болты креп­ления крышек.

Проверьте осевой свободный ход коленчатого вала. Для этого поверните блок цилиндров задней сторо­ной вверх и установите на нее стойку с индикатором так, чтобы ножка индикатора упиралась во фланец коленчатого вала. Перемещая вал вверх и вниз (на­пример, отвертками), замерьте индикатором осевой свободный ход вала (рис. 3). Он должен быть в пределах 0,06…0,26 мм. Если ход больше, то приведи­те его в норму, заменив старые полукольца новыми или установив полукольца увеличенной толщины.

Оправкой 67.7853.9571 запрессуйте в держатель (рис. 4) задний сальник коленчатого вала. Наденьте держатель с сальником на оправку 67.7853.9572 и передвиньте его с оправки на фланец коленчатого вала. Установите под держатель прокладку и прикре­пите его к блоку цилиндров болтами с пружинными шайбами.

Установите маховик на коленчатый вал так, что­бы метка (конусообразная лунка) около обода нахо­дилась против оси шатунной шейки четвертого ци­линдра. На болты крепления маховика перед уста­новкой нанесите гермстик УГ-6. Для надежного схва­тывания герметика, перед его нанесением обезжирь­те болты и резьбовые отверстия в коленчатом валу. Установите шайбу и болты крепления маховика. За­блокируйте маховик фиксатором 67.7820.9526 и затяните болты крепления.

Подберите поршни к цилиндрам по классу и од­ной группы по массе и соберите поршни с шатунами, как указано в подразделе «Шатунно-поршневая груп­па ^С помощью втулки из комплекта А.60604 вставь­те в цилиндры поршни с шатунами (рис. 5).

В комплекте имеются втулки нормального и ре­монтного размеров поршней. Поэтому необходимо по­добран» втулку, пригодную для данного размера устанавливаемого поршня. Можно применять также ре­гулируемую втулку 67.7854.9517.

Отверстие для пальца на поршне смещено от оси на 1,2 мм, поэтому при установке поршней в цилиндры стрелка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода распределительного вала.

Установите вкладыши в шатуны и крышки шату­нов. Установите шатуны и крышки на шейки колен­чатого вала, затяните шатунные болты. Крышки шатунов необходимо устанавливать так, чтобы номер цилиндра на крышке находился против номера ци­линдра на нижней головке шатуна.

Оправкой 67.7853.9580 запрессуйте передний саль­ник коленчатого вала в крышку масляного насоса. Залейте в масляный насос немного моторного масла и проверните несколько раз его ведущую шестерню. Установите на оправку 67.7853.9580 масляный насос с передним сальником коленчатого вала и поверните ведущую шестерню в такс» положение, чтобы се мож­но было иметь на шейку коленчатого вала. 11ередвиньтс насос с оправки на вал, установите под насос про­кладку и прикрепите его к блоку цилиндров.

Для правильной установки насоса в его корпус запрессованы два направляющих штифта (рис. 6), которые должны входить в соответствующие отвер­стия блока цилиндров.

Вставьте в отверстие масляного насоса маслоприемник с уплотнительным кольцом, прикрепите его к масляному насосу и к крышке второго коренного подшипника коленчатого вала.

Установите поддон картера 5 с прокладкой 4 и закрепите его.

Смажьте моторным маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и установите масляный фильтр, при­вернув его вручную к штуцеру на блоке цилиндров.

Вставьте в блок цилиндров две центрирующие втулки (рис. 7) и установите по ним прокладку головки блока цилиндров.

У правильно установлен­ной прокладки отверстие для прохода масла (окан­товано медной лентой) должно находиться в зоне 5- го болта крепления головки блока цилиндров (но­мер болта см. рис. 8).

При сборке двигателя необходимо всегда устанав­ливать новую прокладку под головку блока цилиндров. Использование бывшей в употреблении прокладки не допускается.

Перед установкой прокладки необходимо удалить масло с сопрягаемых поверхностей блока и головки блока цилиндров. Прокладка должна быть чистой и сухой. Попадание масла на поверхность прокладки не допускается.

Проверните коленчатый вал так, чтобы поршни находились в средней части цилиндров.

Установите по центрирующим тулкам головку блока цилиндров, собранную в соответствии с ука­заниями подраздела «Головка блока цилиндров». За­тяните болты крепления головки блока цилиндров в определенной последовательности (рис. 2-28). Чтобы обеспечить надежное уплотнение и исключить под­тяжку болтов при техническом обслуживании авто­мобиля, болты крепления головки блока цилиндров затягивайте в четыре приема:

1 прием — затяните болты моментом 20 Нм (2 кгс-м);

2 прием — затяните болты моментом 69,4…85,7 Н м (7,1…8,7 кге м);

3 прием — доверните болты на 90°;

4 прием — снова доверните все болты на 90°;

Болты крепления головки блока цилиндров допус­кается повторно применять только в том случае, если они вытянулись до длины L не более 135,5 мм. Если длина болта больше, замените его новым.

Сборка двигателя ваз 2109

Коренные вкладыши на двигателе не одинаковые, с канавками и сплошные. Устанавливают коренные вкладыши с канавками в блок, сплошные в крышки коренных подшипников. Не перепутайте! Так делается потому что на нижние вкладыши гораздо больше нагрузка, соответственно и площадь подшипника должна быть больше. Упорные полукольца иногда поставляются с вкладышами, два сталеалюминиевых. Если одно металлокерамическое (желтого цвета), то его устанавливают с задней стороны коленвала. Вообще лучше сзади ставить металлокерамическое, оно более нагруженное ( каждый раз при нажатии на педаль сцепления вы толкаете коленвал как раз на это кольцо). Осевой ход коленвала должен быть в пределах 0.06-0.26мм. В случае если не укладываются в этот зазор ставят ремонтные полукольца увеличенные на 0.127мм. Перед установкой вала необходимо смазать вкладыши маслом, лучше трансмиссионным. Трансмиссионное масло лучше защищает от задиров при первом пуске двигателя. Крышки коренных подшипников устанавливайте в соответствии с метками и так чтобы замки вкладышей оказались напротив друг друга. Затем необходимо затянуть динамометрическим ключом. Для сборки поршня с шатуном необходима специальная оправка, которая позволит быстро и правильно вставить поршневой палец. При сборке шатуна с поршнем шатун необходимо нагреть до 240° С. Нагреть можно с помощью пропановой или ацетиленовой горелки, только перегревать свыше 300 градусов ни в коем случае нельзя. Контролировать температуру можно например таким способом: положить кусочек припоя ПОС-60 (температура плавления 190), греть пока не расплавится, только пламя на припой не направлять. Как припой потечет погреть еще секунд 15-20 и можно вставлять палец (конечно поршневой). В новый поршень палец вставляется с небольшим сопротивлением, а собрать шатун с поршнем нужно очень быстро. Чтобы палец легче вставлялся можно поршень нагреть в горячей воде. Поршень с шатуном собирается таким образом, чтобы отверстие для выхода масла в шатуне было направлено вперед, т. е. отверстие и стрелка на поршне были направлены в одну сторону. При запрессовке поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки. Тогда палец после сборки займет правильное положение. Поршневые кольца применяются двух типов. Принципиальное различие у них в конструкции маслосъемного кольца. Используются либо с цельным коробчатым чугунным кольцом или наборное из двух тонких стальных дисков с расширителем. Коробчатое кольцо дает несколько больший расход масла, но при этом обеспечивает лучшую смазку за счет пропуска части масла вблизи ВМТ. Наборное маслосъемное кольцо из-за того, что диски не связаны между собой гораздо лучше приспосабливается к поверхности цилиндра и поэтому более полно снимает масло. В изношенный цилиндр лучше устанавливать наборные маслосъемные кольца. При установке коробчатого кольца необходимо следить чтобы стык расширителя находился в противоположной стороне от стыка кольца. Замки компрессионных колец разводят в разные стороны. Для установки поршней в цилиндр можно использовать самодельную оправку. Например такую:

Плоскогубцами сжимаем края оправки и при этом плотно прижимая к поверхности блока, постукиваем ручкой молотка опуская предварительно смазанный поршень в цилиндр, ориентируя его так, чтобы стрелка на поршне указывала вперед. При этом может возникнуть одна сложность, если вы установили наборные маслосъемные кольца и при расточке токарь снял слишком большую фаску то тоненький диск маслосъемного кольца при выходе из оправки может упереться в эту фаску. Тогда не насилуйте поршень, лучше немного вытащить его и попробовать снова с ходу опустить легким ударом. При опускании поршня следите чтобы шатунные болты не уперлись в шатунную шейку и не поцарапали ее. Крышки шатунов устанавливают в соответствии с метками и замок к замку. При затяжке коренных и шатунных крышек проверяйте легкость вращения вала. Маховик может быть установлен в двух положениях, поэтому контролируйте установку по установочной метке которая должна быть напротив четвертой шатунной шейки коленвала. Или по меткам ВМТ, при совмещении метки ВМТ на шкиве ГРМ коленвала с меткой на масляном насосе, на маховике метка ВМТ должна быть направлена вверх. Пока снят маховик, желательно нанести немного белой краски вокруг метки ВМТ на маховике не закрашивая саму метку. Потом при установке зажигания черная полоска метки на белом фоне будет очень хорошо видна в свете стробоскопа. На болты маховика при установке необходимо нанести фиксатор резьбы, предварительно обезжирив их и отверстия в коленвалу. Масляный насос если разбирался то его перед сборкой обязательно нужно обильно смазать, сухой может масло и не закачать. Перед установкой сальников рабочую поверхность сальника также нужно смазать маслом. Держатель заднего сальника, масляный насос, помпу при установке помимо прокладок следует использовать герметик. Поддон даже если новый с новой прокладкой лучше ставить на герметик. Вообще герметик не следует применять только при установке прокладки головки блока и в карбюраторе. Перед установкой болты головки блока необходимо проверить, при многократном использовании могли вытянуться. Длина не должна быть больше чем 135,5 мм. Также болты заменяют при поврежденных шлицах. Если у вас ремонт ограничивается только снятием — установкой головки (без снятия и мойки блока) то обязательно нужно убедиться, что в отверстия блока не попало масло или тосол (при затяжке болтов блок может треснуть). Болты перед установкой окунают в масло и дают с полчаса ему стечь. Болты головки блока затягивают в определенной последовательности(см Приложения). Вообще существует правило при затяжке головки блока любого двигателя тянуть начинают от центра головки постепенно перемещаясь к краям. Затем устанавливают толкатели с шайбами, распредвал в предварительно смазанные постели, при этом ориентируя первые два кулачка вверх. Корпус распредвала также затягивают в определенной последовательности. Устанавливают шкив затем ремень ГРМ. При этом коленвал должен быть установлен по меткам таким образом, чтобы поршень первого цилиндра был в ВМТ. Надевают ремень на шкив ГРМ так, чтобы метка на шкиве была точно против изогнутой пластинки щитка, после натяжения ремня. Натяжение проверяют закручивая правую ветвь ремня по середине пальцами на 90° с усилием 1.5-2 кгс. Если ремень перетяните при работе двигателя будет слышен характерный гул, если не дотяните ремень будет сильно вибрировать в средней части особенно при перегазовке. Регулируют клапана. Для удобства на шкив распредвала наносят 4 метки к примеру краской. Первую на 2.5-3 зуба против часовой стрелки, считая от метки ВМТ, остальные по 90° от первой.

На фото показана головка в отверстии шкива, таким способом удобно фиксировать распредвал от проворачивания при затяжке или откручивании болта шкива. Если двигатель установлен на автомобиле, то удобно проворачивать коленвал проворачивая переднее правое колесо включив 5-ю передачу и поддомкратив автомобиль. Зазор в впускных клапанах 0.2±0.05 мм, выпускных 0.35±0.05 мм на холодном двигателе. Установив коленвал по меткам в положение ВМТ первого цилиндра устанавливают датчик-распределитель зажигания так чтобы выступ на корпусе вспомогательных агрегатов был против середины шкалы датчика-распределителя. После окончательной сборки заводим двигатель и после прогрева регулируем зажигание при номинальных оборотах холостого хода (750 — 800 мин). Угол опережения зажигания должен быть для двигателей 1.1 л: 6°±1°; 1.3л: 1°±1°; 1.5л: 4°±1°. При постоянной эксплуатации автомобиля на пропане следует увеличить угол опережения зажигания на 2 — 3°

сборка двигателя автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

1. Очистите нагар по краям постелей блока цилиндров. Очистите от отложений масляные канавки в постелях.

2. Установите вкладыши коренных подшипников в постели блока цилиндров в соответствии с метками, сделанными при разборке двигателя. Внимание: средний вкладыш 1 без проточки. При установке вкладышей их стопорные усики должны войти в пазы постелей. Смажьте вкладыши моторным маслом.

3. Установите коленвал в блок цилиндров.

4. Смажьте упорные полукольца моторным маслом. Обратите внимание на канавки полуколец — этими сторонами полукольца устанавливаются к щекам коленвала.

5. Установите сталеалюминевое полукольцо (белого цвета) с передней стороны средней постели (со стороны привода распредвала)…

6.… металлокерамическое полукольцо (желтого цвета) — с другой стороны постели.

7. Поверните полукольца так, чтобы их концы были заподлицо с торцами постели.

8. Вставьте вкладыши в крышки коренных подшипников в соответствии с метками, сделанными при разборке двигателя. При этом стопорные усики вкладышей должны войти в пазы крышек. Смажьте вкладыши моторным маслом.

9. Установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками. На крышках коренных подшипников нанесены метки (насечки) в соответствии с номером цилиндра. Исключение составляет пятая крышка, на которой, как и на второй, нанесены две метки. На второй крышке есть два резьбовых отверстия под болты крепления маслоприемника. При этом номера цилиндров считаются со стороны привода распредвала, а крышки коренных подшипников устанавливаются метками 1 в сторону кронштейна генератора 2.
10. Смажьте моторным маслом резьбу и торцы головок болтов крепления крышек.

11. Заверните болты и затяните их требуемым моментом (см. прил. 1) в следующем порядке: первыми затяните болты третьей крышки 1, затем второй 2 и четвертой 3, потом первой 4 и пятой 5. После затяжки болтов проверните на 2-3 оборота коленвал — коленвал должен вращаться легко, без заеданий.
12. Для удобства установки смажьте тонким слоем консистентной смазки прокладку масляного насоса и «приклейте» прокладку масляного насоса к блоку. Удалите излишки смазки.
13. Установите масляный насос и заверните болты его крепления (см. «Снятие и установка масляного насоса»). 14. Для удобства установки смажьте тонким слоем консистентной смазки прокладку держателя заднего сальника и «приклейте» ее к блоку. Удалите излишки смазки.
15. Установите держатель заднего сальника и заверните болты его крепления (см. «Передний сальник коленвала»), (см. «Задний сальник коленвала»).

16. Вставьте шатун в поршень в соответствии с ранее сделанными метками так, чтобы номер детали 1 на шатуне был обращен в противоположную сторону от прилива 2 на бобышке поршня.

Рис. 4.10. Приспособление для запрессовки поршневого пальца:
1 — валик; 2 — поршневой палец;
3 — направляющая втулка; 4 — винт;
5 — дистанционное кольцо

17. Для запрессовки поршневого пальца лучше пользоваться специальным приспособлением. При отсутствии приспособления для запрессовки поршневого пальца можно подобрать подходящую оправку. Наденьте поршневой палец 2 (рис. 4.10) на валик 1 приспособления для установки поршневого пальца с надетым на него дистанционным кольцом 5. Затем наденьте направляющую втулку 3 и закрепите ее винтом 4, не затягивая винт. Размеры дистанционного кольца: наружный диаметр 22 мм, внутренний -15 мм, толщина — 4 мм.

18. Нагрейте верхнюю головку шатуна до 240 °С в печи в течение 15 мин. Зажмите шатун в тисках, установите на него поршень, чтобы отверстия под поршневой палец совпали, и вставьте до упора приспособление с пальцем в отверстия поршня и шатуна. Для правильной установки поршневого пальца поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки.

19. После охлаждения шатуна смажьте поршневой палец через отверстие в бабышках поршня.

20. Установите стопорные кольца с обеих сторон поршневого пальца. Внимание: кольца должны быть четко установлены в канавках поршня.

21, Установите на поршень разжимную пружину маслосъемного кольца.

22. Установите поршневые кольца. Это рекомендуется делать специальным съемником. Если его нет, установите кольца на поршень, аккуратно разведя замки колец.

23. Порядок установки поршневых колец: первым устанавливают маслосъемное кольцо (при этом замок кольца должен находиться с противоположной стороны от замка разжимной пружины), затем нижнее компрессионное кольцо, последним — верхнее компрессионное кольцо.

24. Обратите внимание: на поршневых кольцах может быть выбита надпись «ВАЗ», «ВЕРХ» или «ТОР». Этой надписью поршневые кольца устанавливаются вверх (к днищу поршня). Если надпись на поршневых кольцах отсутствует, маслосъемное и верхнее компрессионное кольца можно устанавливать в любом положении.

25. Нижнее компрессионное кольцо отличается от верхнего кроме толщины наличием проточки и устанавливается этой проточкой вниз.
26. Провернув поршневые кольца в канавках поршня, убедитесь, что поршневые кольца вращаются легко. Если какое-либо поршневое кольцо не проворачивается или заедает, кольцо необходимо заменить.

27. Разверните поршневые кольца на поршне так, чтобы замки поршневых колец располагались под углом 120° друг к другу.

28. Тщательно протрите чистой тряпкой шатунные шейки коленвала.
29. Тщательно протрите чистой тряпкой зеркала цилиндров и смажьте их моторным маслом.
30. Вставьте вкладыш в шатун в соответствии с ранее сделанными метками так, чтобы усик вкладыша вошел в проточку в шатуне. После этого смажьте вкладыш и поршень моторным маслом.

31. Наденьте на поршень специальную оправку для сжатия поршневых колец и аккуратно опустите шатун в цилиндр. Рекомендуется предварительно провернуть коленвал так, чтобы устанавливаемый поршень был в НМТ. При этом стрелка на днище поршня должна быть направлена вперед двигателя (в сторону привода распредвала).

32. Плотно прижмите оправку к блоку цилиндров и ручкой молотка протолкните поршень в цилиндр. Если оправка будет неплотно прилегать к блоку цилиндров, можно поломать поршневые кольца.

33. Установите нижнюю головку шатуна на шейку коленвала.

34. Вставьте вкладыш в крышку шатуна в соответствии с ранее сделанными метками так, чтобы усик вкладыша шатуна вошел в проточку в крышке. После этого смажьте вкладыш моторным маслом.

35. Установите крышку шатуна. При этом номера цилиндра на крышке и нижней головке шатуна должны быть с одной стороны.
36. Заверните гайки крепления крышки шатуна и затяните требуемым моментом (см. приложение 1). Таким же образом установите и остальные поршни.

37. Вставьте датчик уровня масла в блок цилиндров. При необходимости поверните коленвал так, чтобы противовес коленвала не мешал вставить датчик уровня масла. Затем заверните болт крепления датчика уровня масла.
38. Установите маслоприемник и заверните три болта крепления маслоприемника.
39. Нанесите на болты крепления маховика герметик. Установите маховик, стопорную пластину и заверните болты крепления маховика (см. «Снятие, установка и дефектовка маховика»).
40. Для удобства установки нанесите тонкий слой консистентной смазки на поверхность блока и «приклейте» к нему прокладку масляного картера.
41. Установите масляный картер и заверните болты его крепления (см. прил. 1). Далее двигатель автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 собирается в обратном порядке. Установку головки блока цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»), ремня привода распредвала — (см. «Замена на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 ремня привода распредвала и регулировка натяжения ремня»).

AUTOFIZIK.RU / авторемонт

Разборка и сборка двигателя

Метки на крышках коренных подшипников

1 – оправка;
2 – регулировочная гайка;
3 – поршень;
4 – поршневой палец;
5 – направляющая втулка;
6 – шатун;
7 – винт.

После снятия устанавливаем двигатель на разборочный стенд. Снимаем генератор, головку блока цилиндров, верхнюю крышку картера сцепления, маховик и масляный насос.

Ключом «на 10» отворачиваем два болта крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости…

…и снимаем трубу и прокладку.

Ключом «на 10» отворачиваем шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала.

Снимаем держатель и прокладку.

Головкой «на 14» отворачиваем гайки крепления крышки шатуна (шатун при этом должен находиться в НМТ).

Снимаем крышку шатуна.

Вынимаем нижний вкладыш шатунного подшипника из крышки.

Упираемся деревянной ручкой молотка в плоскость нижней головки шатуна…

…и выталкиваем поршень с шатуном из цилиндра.

Вынимаем верхний вкладыш подшипника из головки шатуна.


Аналогично извлекаем поршни с шатунами из других цилиндров.
Зажимаем шатун в тиски с накладками губок из мягкого металла.
Пальцами рук осторожно (не прилагая большого усилия) разжимаем замок верхнего компрессионного кольца…

. и снимаем верхнее компрессионное кольцо.

Таким же образом снимаем нижнее компрессионное.

. и маслосъемное кольца.

Снимаем расширитель маслосъемного кольца.


На двигателе ВАЗ-21083 поршневой палец вставлен в верхнюю головку шатуна с натягом.

Выпрессовываем палец ударами молотка по оправке, удерживая шатун на весу (или уложив поршень на деревянную опору с цилиндрической выемкой под юбку поршня и отверстием под палец).

Снимаем поршень с шатуна.

На двигателе ВАЗ-2111 применяются поршневые пальцы плавающего типа, свободно вращающиеся в бобышках поршней и втулках шатунов. Для разборки поршня с шатуном зажимаем шатун в тиски с накладками губок из мягкого металла.

Поддеваем отверткой стопорное кольцо поршневого пальца и извлекаем его из кольцевой канавки поршня.

Таким же образом вынимаем второе стопорное кольцо.

Оправкой выталкиваем поршневой палец и снимаем поршень с верхней головки шатуна.

Головкой «на 17» отворачиваем два болта крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала.

Вынимаем из крышки нижний вкладыш коренного подшипника.

Таким же образом снимаем еще четыре крышки коренных подшипников.

Вынимаем коленчатый вал.

Вынимаем из проточек опоры среднего коренного подшипника упорные полукольца.

Вынимаем из опор блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.


Собираем двигатель в обратной последовательности.
В крышки коренных подшипников устанавливаем вкладыши без проточки на внутренней поверхности.

В первую, вторую, четвертую и пятую опоры блока цилиндров устанавливаем вкладыши с проточками, а в третью опору – вкладыш без проточки (такой же, как и в крышке).


Cмазываем вкладыши моторным маслом и укладываем в опоры коленчатый вал. Вставляем в проточки опоры третьего коренного подшипника упорные полукольца, смазанные моторным маслом. Поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены проточки) должны быть обращены к щекам коленчатого вала.

Устанавливаем крышки коренных подшипников в соответствии с метками, нанесенными на их наружной поверхности (счет крышек ведется со стороны привода ремня ГРМ — см. рис. Метки на крышках коренных подшипников).При этом замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипника должны быть расположены с одной стороны.


Затягиваем болты крепления крышек предписанным моментом (см. Моменты затяжки резьбовых соединений). Поршни к цилиндрам подбираются по классам.

Класс цилиндра, обозначаемый буквами A, B, C, D, E выбит на нижней плоскости блока цилиндров.

Классы диаметров поршня и отверстия под поршневой палец, а также группа по массе поршня указаны на его днище.


Поршневой палец, смазанный моторным маслом, должен входить в отверстие поршня с усилием нажатия большого пальца руки и не выпадать из поршня при вертикальном положении пальца.
а двигателе ВАЗ-21083 для запрессовки пальца в верхнюю головку шатуна монтируем палец на универсальную оправку (см. рис. Запрессовка пальца в верхнюю головку шатуна).
Размер А вычисляем по формуле:

А = 0,5 і (D – B – C + Е), мм,

где D – диаметр поршня, В – длина пальца, С – расстояние между бобышками, Е – ширина головки шатуна.
Винт 7 не затягиваем, так как при нагреве от шатуна палец удлиняется и винт может заклинить.
Для сборки поршня с шатуном нагреваем шатун на электроплитке или в муфельной печи (до 240°С).
Нагретый шатун зажимаем в тиски. Сборку поршня с пальцем и нагретым шатуном выполняем быстро, так как после охлаждения шатуна изменить положение поршневого пальца не удастся.
Надеваем поршень на шатун, обеспечивая совпадение отверстий в верхней головке шатуна и бобышках поршня. Вводим оправку с пальцем в отверстие бобышки поршня и проталкиваем палец в головку шатуна и отверстие противоположной бобышки. При этом поршень должен прижиматься бобышкой к головке шатуна в направлении запрессовки пальца.
Устанавливаем на поршни кольца и располагаем их следующим образом:

замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом около 45° к оси поршневого пальца;
замок нижнего компрессионного кольца – под углом 180° к оси замка верхнего кольца;
замок маслосъемного кольца – под углом 90° к оси замка верхнего компрессионного кольца.
Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой («скребком») вниз. Если на кольце нанесена метка «ВЕРХ» или «ТОР», располагаем кольцо меткой вверх.
При установке маслосъемного кольца стык расширителя располагаем со стороны, противоположной замку кольца.
Перед установкой деталей смазываем цилиндры, поршни с кольцами и шатунные вкладыши моторным маслом.

При установке поршня в цилиндр стрелка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода ГРМ.

Сжимаем поршневые кольца на поршне оправкой.


..и вводим нижнюю головку шатуна и юбку поршня в цилиндр.

Упираясь деревянной ручкой молотка в днище поршня, проталкиваем его в цилиндр.

При установке крышки шатуна номера на шатуне и крышке должны располагаться с одной стороны.


Гайки болтов крепления крышки шатуна затягиваем предписанным моментом (см. Моменты затяжки резьбовых соединений).
Дальнейшую сборку выполняем в обратной последовательности.

При сборке все детали, которые не подвергались ремонту или замене, надо устанавливать на свои места там, где они приработались.

Для этого при разборке необходимо маркировать любым способом.

При ремонте запрещается разукомплектовывать крышки шатунов с шатунами, крышки коренных подшипников с блоком цилиндров, крышки опор распределительных валов с головкой блока.

Коленчатый вал, маховик и сцепление можно разукомплектовывать, поскольку эти детали балансируются отдельно.

Установите двигатель на прочные опоры.

Отверните три гайки крепления стартера.

Отверните три болта и гайку крепления коробки передач к блоку цилиндров.

Аккуратно снимите коробку передач.

Следите за тем, чтобы шлицевой конец первичного вала не опирался на лепестки диафрагменной пружины.

Вставьте оправку в отверстие нажимного диска.

Снять сцепление можно и без оправки, но при этом надо придерживать ведомый диск – он может выпасть из кожуха сцепления.

Оправку можно изготовить по размерам первичного вала или использовать вместо нее старый первичный вал.

Отверните шесть болтов крепления кожуха сцепления к маховику, заблокировав маховик отверткой. Для упора отвертки установите подходящий по диаметру болт

Аккуратно снимите кожух сцепления вместе с ведомым диском.

Снимите верхнюю крышку картера сцепления с установочных штифтов, поверните ее и выньте из-за маховика

Отверните шесть болтов крепления маховика, зафиксировав его от проворачивания.

Снимите стопорную пластину, придерживая маховик

Снимите маховик с коленчатого вала

Установите поршень первого цилиндра в в.м.т. такта сжатия.

Для этого проверните коленчатый вал ключом за болт до совпадения метки на шкиве коленчатого вала с длинной меткой на передней крышке.

Снимите наконечники проводов со свечей зажигания.

Отсоедините шланг от вакуум-корректора.

Отверните три гайки крепления распределителя зажигания.

Снимите кронштейн крепления высоковольтных проводов

Снимите распределитель зажигания

Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг от топливного насоса

Отверните две гайки крепления топливного насоса

Аккуратно снимите топливный насос, чтобы не повредить прокладку.

Осторожно снимите теплоизоляционную проставку со штоком, не повредив регулировочные прокладки.

Отверните болт с внутренним шестигранником крепления корпуса привода распределителя зажигания (вспомогательных агрегатов)

Снимите корпус привода распределителя зажигания (вспомогательных агрегатов)

Отверните три болта крепления передней крышки.

Снимите переднюю крышку.

Ослабьте затяжку гаек крепления генератора.

Поверните генератор к блоку

Снимите ремень привода генератора

Отверните болт крепления натяжной планки к блоку цилиндров.

Полностью отверните гайку крепления генератора.

Выньте болт, придерживая генератор, и снимите его с двигателя

Отверните две колпачковые гайки крепления крышки клапанов

Аккуратно снимите крышку клапанов вместе с уплотнительной прокладкой.

Ослабьте болт крепления шкива распределительного вала, удерживая его от проворачивания, для чего уприте отвертку в шпильку крепления задней крышки.

Ослабьте гайку натяжного ролика.

Поверните натяжной ролик, ослабив натяжение ремня

Снимите ремень с шкива распределительного вала, натяжного ролика и шкива водяного насоса

Отверните болт крепления шкива распределительного вала и выньте его вместе с шайбой.

Аккуратно, чтобы не повредить сальник, спрессуйте с помощью съемника шкив распределительного вала и снимите его.

При отсутствии съемника, воспользуйтесь двумя отвертками.

Снимите заднюю крышку

Отверните четыре болта и гайку шпильки крепления задней крышки

Отверните болт крепления шкива коленчатого вала, удерживая вал от проворачивания.

Снимите шкив коленчатого вала, зубчатый шкив и ремень ГРМ.

Чтобы зафиксировать коленчатый вал от проворачивания, заверните два болта крепления маховика в отверстия фланца коленчатого вала и вставьте между ними большую отвертку или монтажную лопатку.

Отверните гайку крепления и отсоедините кронштейн от подводящей трубы водяного насоса.

Отверните десять болтов крепления головки блока специальным ключом под внутренний шестигранник

Выньте болты с шайбами. Расположение болтов крепления головки блока

Расположение болтов крепления головки блока цилиндров

Снимите головку блока цилиндров.

Не забивайте между головкой и блоком цилиндров отвертку или другие инструменты.

Чтобы оторвать головку от блока, вставьте отвертку под выпускной коллектор. Используя ее как рычаг, приподнимите головку.

Снимите уплотнительную прокладку головки блока цилиндров

Отверните два болта крепления и снимите подводящую трубу водяного насоса.

Выньте водяной насос, подцепив его отверткой.

Переверните двигатель масляным картером вверх и отверните шестнадцать болтов крепления масляного картера.

Снимите масляный картер и уплотнительную прокладку.

Для снятия масляного фильтра воспользуйтесь специальным ключом.

Если ключа нет, а фильтр не удается отвернуть руками, пробейте его корпус отверткой и отверните фильтр, пользуясь отверткой как рычагом.

Отверните масляный фильтр.

Отверните два болта крепления приемника масляного насоса к крышке опоры коленчатого вала и болт крепления к масляному насосу

Выньте трубку приемника из масляного насоса и снимите приемник.

Отверните шесть болтов крепления масляного насоса.

Снимите масляный насос, сдвинув его с носка коленчатого вала

Отверните шесть болтов крепления держателя заднего сальника

Осторожно снимите держатель, отжав его отверткой от блока.

Отверните гайки крепления крышки шатуна.

Снимите крышку шатуна и вкладыш.

Если демонтаж крышки затруднен, сбейте ее несильными ударами молотка.

Протолкните шатун с поршнем внутрь цилиндра так, чтобы шатун не касался его стенок.

Иначе можно повредить зеркало цилиндра.

Расположение гаек крепления шатунов (стрелки желтого цвета) и болтов крепления крышек коренных подшипников (стрелки красного цвета).

Осторожно выньте поршень в сборе с шатуном и верхним вкладышем из блока, стараясь не повредить зеркало цилиндра.

Таким же образом выньте остальные поршни.

Если вкладыши остались на валу, снимите их

Отверните болты крепления крышек коренных подшипников.

Снимите крышки коренных подшипников и нижние вкладыши.

Выньте коленчатый вал из блока цилиндров.

Выньте верхние вкладыши коренных подшипников из постелей блока цилиндров. Выньте опорные полукольца из средней опоры

Промываем все детали и продуваем воздухом.

После разборки нужно продефектировать все детали

Сборка двигателя на блоке 1.3

Активный автомобилист
  • 2 Фев 2012
  • #1
  • Да просят меня модераторы и посетители сайта за дубликат темы, но в старых темах ничего не понятно (кстати, модераторы, вы вообще следите за форумом. Объедините одинаковые темы про «установку 16V», «Доработку 1.5» в одну их же полно разных по 10 сообщений).

    Итак имеем Ваз 2108, двигатель 1.3
    Двигатель без ремонтов, то есть чистые 76мм.
    Требуется максимально доработать низ и ГБЦ, но не выходя за рамки космических денег.

    Пока подумываю над таким вариантом: колено сток 71, шатун 133 от Приоры, поршень Т-образный от Калины 1.4. Всё максимально подобрать по весу, воткнуть маслофорсы. Облегчённый маховик. Думаю по низу достаточно. Или у Вас есть ещё предложения. )))
    ГБЦ: тут два варианта, либо оставить от 1.3, либо поставить от 1.5. Что посоветуете, даст ли что нибудь эта замена, кроме увеличенных клапанов на пару мм. Ладно, после выбора головы по старинке: облегчение клапанов, и доведение до Т образной формы, доработка камеры сгорания, запил и шлифовка (заметьте что не ПОЛИРОВКА) каналов, замена направляек на бронзу. Ну и соответственно пружинки (наружку оставить сток, внутреннюю от 2101 вместе с тарелочкой). Валик пока не выбрал))) Что посоветуете ещё.
    Вопрос «нах тебе это надо» не задавать, если мне надо, значит надо. Сам не чайник, движки собираю разбираю, дорабатываю. Но с 1.3 первый раз столкнулся.

    Вообщем предлагайте, советуйте)))

    Пы.Сы. По впуску/выпуску и КПП будет отдельный разговор

    ugol007
    Бывалый
    • 2 Фев 2012
  • #2
  • Активный автомобилист
    • 2 Фев 2012
  • #3
  • voyajer75
    зашел позырить, чо тут
    • 2 Фев 2012
  • #4
  • Активный автомобилист
    • 2 Фев 2012
  • #5
  • dron_litva
    опытный балбес )
    • 2 Фев 2012
  • #6
  • dron_litva
    опытный балбес )
    • 2 Фев 2012
  • #7
  • Активный автомобилист
    • 2 Фев 2012
  • #8
  • dron_litva
    опытный балбес )
    • 2 Фев 2012
  • #9
  • Активный автомобилист
    • 2 Фев 2012
  • #10
  • dron_litva
    опытный балбес )
    • 2 Фев 2012
  • #11
  • voyajer75
    зашел позырить, чо тут
    • 2 Фев 2012
  • #12
  • dron_litva
    опытный балбес )
    • 2 Фев 2012
  • #13
  • Активный автомобилист
    • 2 Фев 2012
  • #14
  • dron_litva
    опытный балбес )
    • 2 Фев 2012
  • #15
  • voyajer75
    зашел позырить, чо тут
    • 2 Фев 2012
  • #16
  • Активный автомобилист
    • 2 Фев 2012
  • #17
  • dron_litva
    опытный балбес )
    • 2 Фев 2012
  • #18
  • Для меня лично ново. Я же сказал. Как автомех я еще слабоват и пока только развиваюсь теоретически )).

    Наименование: Комплект V-1500 в блке 2108 с 1300 ( к/в ход 75,6; порш-2,3мм к-т. )
    Комплект V-1500 в блке 2108 с 1300 ( к/в ход 75,6; порш-2,3мм к-т. )
    Цена: Текущая цена указана в нашем прайс-листе.
    Описание: Комплект V-1500 в блке 2108 с 1300 ( к/в ход 75,6; порш-2,3мм к-т. )
    Для построения двигателя с нестандартными параметрами 1500 куб.см. в блоке 2108 (1,3л.) используеться комплект:
    — коленвал с изменённым радиусом кривошипа с 71мм до 75,6мм
    — поршня увеличеного диаметра 79 мм с изменёнными — геометрией, камерами сгорания, расположением колец и пальцев, химическим составом, весом.

    «Юбка» поршня обработана износостойким покрытием , которое содержит графит, дисульфид молибдена (contains MoS2+Graphite) на основе высокотермического лака с последующей термообработкой в специальной печи. Всё это уменьшает потери мощности двигателя и препятствует перегреву. Обеспечивает превосходную работу поршневой группы даже в критических режимах её эксплуатации.

    Устанавливаеться в стандартный блок ВАЗ 2108 и используеться стандартный шатун 2108 или 2110 (имеються канавки под стопора плавающих пальцев).

    Увеличение рабочего объема позволяет существенно добавить крутящий момент и мощность двигателя, особенно в зоне низких и средних оборотов, что значительно улучшает разгонную динамику автомобиля.

    С помощью этого комплекта увеличение рабочего объема достигается за счет увеличения хода поршня, и расточки блока цилиндров.

    Вот именно эти работы предлагают у нас в Харькове с 79ми поршнями.

    Разборка и сборка двигателя ваз 2109

    ВАЗ 2109-08 двигатель полная разборка

    Нapужный вид двигателя

    1- карбюратор
    2 — крышка клапанов
    3 — головка блока цилиндров
    4 — передняя крышка
    5 — водяной насос
    6 — генератор
    7 — шкив коленчатого вала
    8 — масляный насос
    9 — сливная пробка
    10 — масляный картер
    11 — масляный фильтрующий элемент
    12 — блок цилиндров
    13 — маховик
    14 — топливный насос
    Предостережение

    Непременно придерживайте маховик. Порядок Осуществления 1. Поставьте силовой агрегат на прочные опоры.
    2. Открутите три гайки крепления стартера. 3. Демонтируйте стартер.

    4. Открутите три болта и гайку крепления коробки передач к блоку цилиндров. 5. Аккуратно демонтируйте коробку передач. Следите за тем, чтобы шлицевой конец первичного вала не опирался на лепестки диафрагменной пружины.
    6. Введите оправку в проем нажимного диска

    Демонтировать сцепление можно и без оправки, но при этом стоит удерживать подчиненный диск – он может выпасть из кожуха сцепления.
    Оправку можно изготовить по размерам первичного вала или применять взамен нее дряхлый первичный вал.

    7. Открутите шесть болтов крепления кожуха сцепления к маховику, зафиксировав маховик отверткой. Для ограничения отвертки поставьте подходящий по диаметру болт. 8. Аккуратно демонтируйте кожух сцепления одновременно с ведомым диском. 9. Демонтируйте верхнюю крышку картера сцепления с установочных штифтов, проверните ее и извлеките из-за маховика
    10. Открутите шесть болтов крепления маховика, зафиксировав его от прокручивания. Демонтируйте стопорную пластину, придерживая маховик.
    11. Демонтируйте маховик с коленчатого вала.
    12. Поставьте поршень первого цилиндра в в.м.т. такта сжатия. Для этого прокрутите коленчатый вал ключом за болт до совпадения метки на шкиве коленчатого вала с длинной меткой на передней крышке.

    13. Демонтируйте наконечники проводов со свечей зажигания. 14. Отделите трубопровод от вакуум-корректора. 15. Открутите три гайки крепления распределителя зажигания. Демонтируйте кронштейн крепления высоковольтных проводов.

    16. Демонтируйте распределитель зажигания. 17. Убавьте затяжку хомута и отделите трубопровод от топливного насоса. 18. Открутите две гайки крепления топливного насоса.

    19. Аккуратно демонтируйте топливный насос, чтобы не портить прокладку. 20. Аккуратно демонтируйте теплоизоляционную проставку со штоком, не повредив регулировочные прокладки. 21. Открутите болт с внутренним шестигранником крепления корпуса привода распределителя зажигания (вспомогательных агрегатов).

    22. Демонтируйте основание привода распределителя зажигания (вспомогательных агрегатов). 23. Открутите три болта крепления передней крышки. 24. Демонтируйте переднюю крышку.

    25. Убавьте затяжку гаек крепления генератора. 26. Проверните генератор к блоку. 27. Демонтируйте ремень привода генератора.

    28. Открутите болт крепления натяжной планки к блоку цилиндров. 29. Целиком открутите гайку крепления генератора. 30. Извлеките болт, придерживая генератор, и демонтируйте его с двигателя.

    31. Открутите две колпачковые гайки крепления крышки клапанов. 32. Аккуратно демонтируйте крышку клапанов одновременно с уплотнительной прокладкой. 33. Убавьте болт крепления шкива распределительного вала, удерживая его от проворачивания, для чего уприте отвертку в шпильку крепления задней крышки.

    1 – натяжной ролик
    2 – шкив распределительного вала
    3 – ремень привода распределительного вала
    4 – шкив генератора
    5 – ремень генератора
    6 – шкив коленчатого вала
    7 – шкив водяного насоса

    34. Убавьте гайку натяжного ролика. 35. Проверните натяжной ролик, ослабив натяжение ремня. 36. Демонтируйте ремень с шкива распределительного вала, натяжного ролика и шкива водяного насоса.

    37. Открутите болт крепления шкива распределительного вала и извлеките его одновременно с шайбой. 38. Аккуратно, чтобы не портить сальник, спрессуйте с помощью съемника шкив распределительного вала и демонтируйте его. При отсутствии съемника, воспользуйтесь двумя отвертками. 39. Демонтируйте заднюю крышку.

    40. Открутите четыре болта и гайку шпильки крепления задней крышки. 41. Открутите болт крепления шкива коленчатого вала, удерживая вал от проворачивания. 42. Демонтируйте шкив коленчатого вала, зубчатый шкив и ремень Грм.

    Чтобы зафиксировать коленчатый вал от проворачивания, заверните 2 болта крепления маховика в отверстия фланца коленчатого вала и введите между ними внушительную отвертку или монтажную лопатку.

    43. Открутите гайку крепления и отделите кронштейн от подводящей трубы водяного насоса. 44. Открутите десять болтов крепления головки блока особенным ключом под внутренний шестигранник. 45. Извлеките болты с шайбами.

    Положение болтов крепления головки блока.

    46. Демонтируйте головку блока цилиндров. 47. Демонтируйте уплотнительную прокладку головки блока цилиндров. 48. Открутите 2 болта крепления и демонтируйте подводящую трубу водяного насоса.
    предупреждение к манипуляции 46

    Не забивайте между головкой и блоком цилиндров отвертку или другие приспособления.
    Чтобы оторвать головку от блока, введите отвертку под выпускной коллектор. Применяя ее как рычаг, приподнимите головку.

    49. Извлеките водяной насос, подцепив его отверткой. 50. Переверните силовой агрегат масляным картером вверх и открутите шестнадцать болтов крепления масляного картера. 51. Демонтируйте масляный картер и уплотнительную прокладку.

    Для демонтажа масляного фильтра воспользуйтесь особенным ключом. Если ключа нет, а фильтрующий элемент не получается отвернуть руками, пробейте его основание отверткой и открутите фильтр, пользуясь отверткой как рычагом.

    52. Открутите масляный фильтрующий элемент. Открутите 2 болта крепления приемника масляного насоса к крышке опоры коленчатого вала и болт крепления к масляному насосу. 53. Извлеките трубку приемника из масляного насоса и демонтируйте приемник. 54. Открутите шесть болтов крепления масляного насоса.

    55. Демонтируйте масляный насос, сдвинув его с носка коленчатого вала. 56. Открутите шесть болтов крепления держателя заднего сальника. 57. Аккуратно демонтируйте держатель, отжав его отверткой от блока.

    58. Открутите гайки крепления крышки шатуна. 59. Демонтируйте крышку шатуна и вкладыш. Если снятие крышки затруднен, сбейте ее несильными ударами молотка. 60. Протолкните шатун с поршнем внутрь цилиндра так, чтобы шатун не касался его стенок. Иначе можно портить зеркало цилиндра.

    Положение гаек крепления шатунов (стрелки белоcнежного цвета) и болтов крепления крышек коренных подшипников (стрелки красного цвета).

    61. Аккуратно извлеките поршень в сборе с шатуном и верхним вкладышем из блока, стараясь не портить зеркало цилиндра. Таким же образом извлеките остальные поршни. Если вкладыши остались на валу, демонтируйте их. 62. Открутите болты крепления крышек коренных подшипников. 63. Демонтируйте крышки коренных подшипников и нижние вкладыши. Извлеките коленчатый вал из блока цилиндров.

    64. Извлеките верхние вкладыши коренных подшипников из постелей блока цилиндров. Извлеките опорные полукольца из средней опоры.
    При разборке двигателя рекомендуем заменить вкладыши

    &nbsp Основные различия в разборке и сборке двигателя связаны с другой конструкцией системы подачи воздуха.
    &nbsp 1. Отсоедините от дроссельного патрубка шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости, а также шланг вентиляции картера на холостом ходу. Снимите дроссельный патрубок с прокладкой, отвернув гайки его крепления к ресиверу.
    &nbsp 2. Снимите трубки подвода и слива топлива, отсоединив их от рампы форсунок, регулятора давления и кронштейна на ресивере.
    &nbsp 3. Снимите ресивер с прокладкой и кронштейном топливопроводов, отвернув гайку крепления кронштейна 6 (рис.1) к ресиверу и гайки крепления к впускной трубе.
    &nbsp 4. Отсоедините от форсунки жгут проводов и снимите рампу 1 (рис.2) форсунок с регулятором 2 давления, отвернув два болта крепления к впускной трубе.
    &nbsp 5. Отвернув гайки и болты крепления, снимите поддерживающий 1 (см. рис.1) и опорный 8 кронштейны, а затем впускную трубу с кронштейном б и экраном 7.
    &nbsp 6. С левой стороны двигателя снимите модуль зажигания и датчик детонации.
    &nbsp 7. С задней стороны двигателя снимите крышку с прокладкой, установленную вместо корпуса вспомогательных агрегатов.
    &nbsp 8. Дальше разбирайте двигатель в обычном порядке.

    Рис.1 Снятие ресивере и впускной трубы:
    1 — поддерживающий кронштейн; 2 — впускная труба; 3 — прокладка ресивера; 4 — ресивер; 5 — кронштейн для наконечника троса привода акселератора; 6 — кронштейн; 7 — экран коллектора; 8 — опорный кронштейн

    Примечание
    &nbsp При снятии шатунно-поршневой группы не допускается выпрессовка болтов шатунов.

    &nbsp 9. Соберите двигатель в порядке, обратном разборке. При установке поршней в цилиндры используйте разрезную регулируемую втулку 67.7854.9519.

    &nbsp Диаметр цилиндров двигателя следующий:

    &nbsp класс А. ..82.00-82.01
    &nbsp класс В. 82.01-82.02
    &nbsp класс С. 82.02-82.03
    &nbsp класс D . 82.03-82.04
    &nbsp класс Е . 82.04-82.05

    &nbsp Как и у других двигателей ВАЗ, блоки цилиндров при ремонте необходимо растачивать и хонинговать под ремонтные поршни (увеличенные на 0,4 и 0,8 мм) с учетом обеспечения расчетного зазора 0,025-0,045 мм между поршнем и цилиндром.
    &nbsp При промере цилиндров для установки индикатора на ноль используйте калибр 67.8125.9502.

    &nbsp Поршни. Диаметр поршней различных классов, замеренный в плоскости, перпендикулярной оси пальца на расстоянии 55 мм от днища поршня, мм:
    &nbsp класс А. 81,965-81,975
    &nbsp класс В . 81,975-81,985
    &nbsp класс C . 81,985-81,995
    &nbsp класс D . 81,995-82,005
    &nbsp класс Е. 82,005-82,015

    &nbsp По диаметру отверстия под поршневой палец поршни сортируются на три класса через 0,004 мм, как и на других двигателях ВАЗ. Классы диаметров поршня и отверстия под поршневой палец клеймятся на днище поршня (рис.3). При изготовлении строго выдерживается масса поршней Поэтому при сборке двигателя подбирать поршни одной группы по массе не требуется.
    &nbsp На днищах ремонтных поршней ставится маркировка в виде треугольника или квадрата. Треугольник соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 мм, а квадрат — на 0,8 мм.
    &nbsp Стрелка на днище поршня показывает, как правильно ориентировать поршень при его установке в цилиндр. Она должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.
    &nbsp Поршневой палец плавающего типа, т.е. свободно вращается в бобышках поршня и втулке шатуна. Палец фиксируется в поршне двумя стальными стопорными кольцами.

    Рис.2
    Рис.2 Снятие топливной рампы с форсунками:
    &nbsp 1 — рампа форсунок;
    &nbsp 2 — регулятор дапления;
    &nbsp 3 — вакуумный шланг;
    &nbsp 4 — впускная труба;
    &nbsp 5 — форсунка;
    &nbsp 6 — защелка форсунки

    Рис.3
    Рис.3 Маркировка поршня и шатуна:
    &nbsp 1 — стрелка для ориентирования поршня в цилиндре; 2 — ремонтный размер; 3 — класс поршня; 4 — класс отверстия для поршневого пальца; 5 — классы шатуна по массе и по отверстию верхней головки; 6 — номер цилиндра

    Примечание
    &nbsp На части выпускаемых автомобилей возможна установка шатунно-поршневой группы от двигателя мод. 21083, т.е. с пальцем, запрессованным в шатун.
    &nbsp Шатун. В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка. По диаметру отверстия этой втулки шатуны подразделяются на три класса через 0,004 мм (как и поршни). Номер 5-го класса клеймится на крышке шатуна.
    &nbsp По массе верхней и нижней головок шатуны тоже подразделяются на классы, маркируемые либо буквой, либо краской на крышке шатуна. На двигатель должны быть установлены шатуны одного класса по массе. Шатунные болты запрессованы в шатун.

    Предупреждение
    &nbsp При разборке шатунно-поршневой группы не допускается выпрессовка болтов из шатунов.

    Сборка двигателя

    Сборку двигателя производите следующим образом.

    Установите на стенд чистый блок и заверните в него отсутствующие шпильки.

    Смажьте моторным маслом вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала, а также поршни и сальники. При сборке двигателя после ремонта устанавливайте новые сальники коленчатого вала.

    Уложите в гнездо среднего подшипника и в его крышку вкладыши без канавки на внутренней поверхности. В остальные гнезда блока цилиндров уложите вкладыши с канавкой, а в соответствующие крышки — вкладыши без канавки.

    Уложите в коренные подшипники коленчатый вал и вставьте в гнезда задней опоры два упорных полукольца (рис. 2-12).

    Предупреждение: Полукольца должны быть обращены канавками в сторону упорных поверхностей коленчатого вала (со стороны канавок на поверхность полукольца нанесен антифрикционный слой). С передней стороны задней опоры ставьте сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны -металлокерамическое (желтого цвета).

    Установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками, которые нанесены на их наружной поверхности (рис. 2-13). Затяните болты крепления крышек.

    Проверьте осевой свободный ход коленчатого вала. Для этого установите индикатор на магнитной подставке и вставьте концы двух отверток, как показано на рис. 2-14. Перемещая вал отвертками, замерьте индикатором осевой свободный ход вала. Он должен быть в пределах 0,06-0,26 мм. Если свободный ход больше, то приведите его в норму, заменив старые полукольца новыми или установив полукольца увеличенной толщины.

    Наденьте на фланец коленчатого вала прокладку держателя заднего сальника, а в гнезда держателя (рис. 2-15) вложите болты крепления передней крышки картера сцепления. Наденьте держатель с сальником на оправку 41.7853.4011 и, передвинув его с оправки на фланец коленчатого вала, прикрепите к блоку цилиндров.

    Установите по двум центрирующим втулкам (рис. 2-16) переднюю крышку 6 (рис. 2-10) картера сцепления. Прикрепите крышку гайками к держателю заднего сальника.

    Установите маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки четвертого цилиндра, заблокируйте фиксатором A.60330/R маховик и прикрепите его болтами к фланцу коленчатого вала.

    С помощью втулки 67.8125.9502 для обжима поршневых колец вставьте в цилиндры поршни с шатунами (рис. 2-17).

    Предупреждение: Отверстие для пальца на поршне смещено от оси на 1,2 мм, поэтому при установке поршней в цилиндры стрелка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода распределительного вала.

    Установите вкладыши в шатуны и крышки шатунов. Установите шатуны и крышки на шейки коленчатого вала и затяните шатунные болты. Крышки шатунов необходимо устанавливать так, чтобы номер цилиндра на крышке находился против номера цилиндра на нижней головке шатуна.

    Установите на коленчатый вал звездочку. Установите валик привода масляного насоса и закрепите упорным фланцем.

    Вставьте в блок цилиндров две центрирующие втулки (рис. 2-17) и установите по ним прокладку головки цилиндров.

    Предупреждение: При сборке двигателя необходимо всегда устанавливать новую прокладку под головку цилиндров. Использование бывшей в употреблении прокладки не допускается. Перед установкой прокладки необходимо удалить все масло с сопрягаемых поверхностей блока и головки цилиндров. Прокладка должна быть чистой и сухой. Попадание масла на поверхность прокладки не допускается. При попадании масла — обезжирить прокладку.

    Поверните коленчатый вал так, чтобы поршни находились в средней части цилиндров.

    Установите по двум центрирующим втулкам на блоке головку цилиндров в сборе с клапанами, выпускным коллектором и впускной трубой.

    Затяните болты крепления головки цилиндров в определенной последовательности (рис. 2-18). Чтобы обеспечить надежное уплотнение и исключить подтяжку болтов при техническом обслуживании автомобиля, болты крепления головки цилиндров затягивайте в четыре приема:

    • 1 — затяните болты 1-10 моментом 20 Н·м (2 кгс·м);
    • 2 — затяните болты 1-10 моментом 69,4-85,7 Н·м (7,1 -8,7 кгс·м), а болт 11 — моментом 31,36-39,1 Н·м (3,2-3,99 кгс·м);
    • 3 — доверните болты 1-10 на 90°;
    • 4 — снова доверните болты 1-10 на 90°.

    Предупреждение: Болты крепления головки цилиндров допускается повторно применять только в том случае, если стержень болта вытянулся не более чем до 120 мм. Если длина болта больше, то замените его новым.

    Предупреждение: Перед сборкой двигателя заблаговременно смажьте резьбу и головки болтов, окунув их в моторное масло. Затем дайте стечь излишкам масла, выдержав болты не менее 30 мин. Удалите масло из отверстий под болты в блоке цилиндров.

    Поверните маховик в такое положение, чтобы метка на звездочке коленчатого вала совпала с меткой на блоке цилиндров (рис. 2-19).

    Проверьте, на месте ли установочные втулки корпуса подшипников распределительного вала (рис. 2-20). Установите звездочку на распределительный вал, собранный с корпусом подшипников, и поверните вал так, чтобы метка на звездочке находилась против метки на корпусе подшипников (рис. 2-21). Снимите звездочку и, не изменяя положения вала, установите корпус подшипников на головку цилиндров так, чтобы установочные втулки вошли в гнезда корпуса подшипников. Закрепите корпус подшипников, затягивая гайки в последовательности, указанной на рис. 2-22.

    Установите на головке цилиндров успокоитель цепи.
    Установите цепь привода распределительного вала, для чего:

    • наденьте цепь на звездочку распределительного вала и введите в полость привода, устанавливая звездочку так, чтобы метка на ней совпала с меткой на корпусе подшипников (рис. 2-21). Болт звездочки не затягивайте до упора;
    • установите звездочку на валик привода масляного насоса, также не затягивая окончательно болт крепления;
    • установите башмак натяжителя цепи и натяжитель, не затягивая колпачковую гайку, чтобы пружина натяжителя могла прижать башмак; заверните в блок цилиндров ограничительный палец цепи;
    • проверните коленчатый вал на два оборота в направлении вращения, что обеспечит нужное натяжение цепи; проверьте совпадение меток на звездочках с метками на блоке цилиндров и на корпусе подшипников (рис. 2-19 и 2-21);
    • если метки совпадают, то, заблокировав маховик фиксатором A.60330/R (рис. 2-10), окончательно затяните болты звездочек, колпачковую гайку натяжителя цепи и отогните стопорные шайбы болтов звездочек; если метки не совпадают, то повторите операцию по установке цепи.

    Отрегулируйте зазор между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов.

    Установите крышку привода распределительного вала (рис. 2-23) с прокладкой и сальником на блоке цилиндров, не затягивая окончательно болты и гайки крепления. Оправкой 41.7853.4010 отцентрируйте положение крышки относительно конца коленчатого вала и затяните окончательно гайки и болты ее крепления.

    Установите шкив привода генератора и насоса и закрепите его гайкой.

    Установите масляный фильтр с прокладкой, вручную привернув его к штуцеру на блоке цилиндров. Установите маслоотделитель вентиляции картера, крышку сапуна и закрепите фиксатор сливной трубки маслоотделителя.

    Установите масляный насос 1 (рис. 2-24) и масляный картер с прокладкой.

    Установите насос охлаждающей жидкости, кронштейн генератора и генератор. Наденьте ремень на шкивы и отрегулируйте его натяжение.

    Установите на головке блока цилиндров подводящую трубку радиатора отопителя и выпускной патрубок охлаждающей рубашки. Прикрепите к насосу охлаждающей жидкости и выпускному коллектору отводящую трубку радиатора отопителя.

    Установите датчики контрольных приборов.

    Установите шестерню привода масляного насоса и датчика-распределителя зажигания, а затем датчик-распределитель зажигания. Заверните свечи зажигания, установите на них ключ 67.7812.9515 и затяните динамометрическим ключом.

    Установите топливный насос в соответствии с указаниями подраздела «Система питания».

    Установите карбюратор и присоедините к нему шланги. Закройте карбюратор сверху технологической заглушкой.

    Предупреждение: Не допускается крепление (или подтягивание гаек) нагретого карбюратора.

    Установите крышку головки цилиндров с прокладкой и кронштейном топливопровода.

    Установите воздушный фильтр, для чего закрепите на корпусе воздушного фильтра шланги, установите на карбюратор корпус фильтра с прокладкой, затем установите опорную пластину и закрепите корпус гайками. Установите фильтрующий элемент и закрепите крышку фильтра.

    Подключите провода высокого напряжения к датчику-распределителю зажигания и к свечам зажигания.

    Залейте моторное масло в двигатель через горловину на крышке головки блока цилиндров.

    Ваз 2108 -99

    ВАЗ 2109-08 шатунно поршневая группа маркировка сборка

    Поршень с шатуном. Разборка, дефектовка и сборка
    Поршень с шатуном:

    1 — гайка шатунного болта
    2 — шатунные вкладыши
    3 — шатун
    4 — поршневой палец
    5 — канавка наружнего компрессионного кольца
    6 — канавка нижнего компрессионного кольца
    7 — канавка маслосъемного кольца
    8 — поршень
    9 — шатунный болт
    10 — крышка шатуна

    Для комфорта подбора поршней по цилиндрам цилиндры и поршни в зависимости от диаметра делятся на пять размерных групп: A, B, C, D, E.

    В качестве запасных звеньев поставляются поршни номинального размера трех классов: A, C, E и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный величина увеличен на 0,4 мм, второй – на 0,8 мм.
    По массе поршни делятся на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5 г. На двигателе обязаны ставиться поршни единственной группы.
    Для поршней ремонтных размеров поставляются в качестве запасных звеньев кольца ремонтных размеров, увеличенные на 0,4 мм и на 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного размера выбита количество “40”, а второго – “80”.

    Номинальные размеры цилиндров и поршней
    Размерная группа
    Макет двигателя Ваз-2108
    Макет двигателя Ваз-21083

    Диаметр цилиндра, мм
    Диаметр поршня, мм
    Диаметр цилиндра, мм
    Диаметр поршня, мм

    A
    76,00-76,01
    75,965-75,975
    82,00-82,01
    81,965-81,975

    B
    76,01-76,02
    75,975-75,985
    82,01-82,02
    81,975-81,985

    C
    76,02-76,03
    75,985-75,995
    82,02-82,03
    81,985-81,995

    D
    76,03-76,04
    75,995-76,005
    82,03-82,04
    81,995-82,005

    E
    76,04-76,05
    76,005-76,015
    82,04-82,05
    82,005-82,015
    Для подбора поршней к цилиндрам вычислите промежуток между ними. Промежуток определяется как избыток между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный промежуток равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если промежуток не преувеличивает 0,15 мм, можно выбрать поршни из последующих классов, чтобы промежуток был как можно ближе к номинальному. Если промежуток преувеличивает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный величина и поставьте поршни соответствующего ремонтного размера.

    Замечание 1
    Промежуток между кольцами и канавками поршня, мм

    Номинальный:
    верхнее компрессионное кольцо
    0,04-0,075
    нижнее компрессионное кольцо
    0,03-0,065
    маслосъемное кольцо
    0,02-0,055
    Предельно допустимый промежуток для всех колец
    0,15,
    Замечание 2
    Промежуток в замках поршневых колец, мм:

    Предельно допустимый
    1,0
    Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1-й, 2-й, 3-й) через 0,004 мм. Разряд пальца маркируется на его торце краской.

    Размерные классы поршневых пальцев и поршней
    Разряд
    Диаметр пальца, мм
    Диаметр отверстия в поршне, мм
    Маркировка
    пальца
    поршня

    1
    21,970-21,974
    21,982-21,986
    Синий
    1

    2
    21,974-21,978
    21,986-21,990
    Молодой
    2

    3
    21,978-21,982
    21,990-21,994
    Красный
    3

    Поршень на шатун устанавливается так, чтобы стрелка на дно поршня была направлена в противоположную сторону от номера детали, отлитого на шатуне. Если на нижней головке шатуна есть проем для выхода масла, стрелка на поршне обязана быть направлена в сторону этого отверстия.

    Порядок Осуществления
    1. Рекомендуем снимать поршневые кольца особенным съемником. Если его нет, аккуратно раздвиньте замок кольца и демонтируйте кольцо с поршня. Аналогичным образом демонтируйте остальные кольца. 2. С помощью особой оправки выпрессуйте палец из шатуна. 3. Исследуйте поршни. Если на них есть задиры, последствия прогара, глубокие царапины – подмените поршни.

    4. Для определения зазора проверьте диаметр цилиндра (см. подраздел 11.8.. и диаметр поршня, который измеряют микрометром в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня. 5. Проверьте щупом промежуток между кольцами и канавками на поршне в нескольких местах по периметру. Если промежуток преувеличивает предельно допустимый (см. замечание 1), подмените поршни с кольцами. 6. Введите поршневое кольцо в особую оправку и проверьте промежуток в замке. Взамен оправки можно вставить кольцо в цилиндр и продвинуть его поршнем, чтобы кольцо встало без перекосов. Если промежуток преувеличивает предельно допустимый, подмените кольцо (см. замечание 2). Если промежуток меньше 0,25 мм, аккуратно спилите надфилем концы кольца.

    7. Измерьте посадку поршневого пальца в поршне. Для этого смажьте поршневой палец моторным маслом и введите его в поршень. Палец обязан зaходить в поршень свободно от нажатия внушительным пальцем руки.
    8. Переверните поршень так, чтобы палец встал вертикально, при этом он не обязан выпадать из поршня под влиянием собственного веса. Если палец выпадает из поршня, возьмите палец следующего класса. Если из поршня выпадает палец третьего класса, подмените поршень и палец.

    9. Исследуйте шатунные вкладыши. Если на них имеются трещины, задиры, выкрашивание – подмените вкладыши.
    10. Исследуйте шатуны с крышками. Подмените погнутые шатуны.
    11. Насадите поршневой палец 2 на валик 1 приспособления для установки поршневого пальца с надетым на него дистанционным кольцом 5. Далее оденьте направляющую втулку 3 и зафиксируйте ее винтом 4, не затягивая винт. Размеры дистанционного кольца: внешний диаметр 22 мм, внутренний – 15 мм, толщина – 4 мм.
    12. Нагрейте верхнюю головку шатуна до 240 °с в печи в ход 15 минут. Зажмите шатун в тисках, поставьте на него поршень (см. примечание), чтобы отверстия под палец совпали, и введите до ограничения инструмент с пальцем в отверстия поршня и шатуна. Для правильной установки пальца поршень обязан прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки.

    13. Дальше охлаждения шатуна смажьте поршневой палец через проем в бабышках поршня.

    Предостережение
    Шатуны обрабатываются вместе с крышками, следовательно их нельзя разукоплектовывать.

    Если при монтировании шатунно-поршневой группы монтируются новые детали, подберите поршни к цилиндрам по классу, группе и по массе. Поршневые пальцы и поршни также надо выбрать по классу.

    Сборку поршня с шатуном надо причинять как можно быстрее, так как шатун оперативно охлаждается. Дальше охлаждения шатуна изменить позиция пальца cтaнет невозможно.

    Обозначение ремонтного размера:

    1-й ремонтный – треугольник,
    2-й ремонтный – квадрат.

    Обозначение группы по массе:

    нормальная – “г”,
    увеличенная на 5 грамм – “ ”,
    уменьшенная на 5 грамм – “-”.

    14. Смажьте моторным маслом поршневые кольца и канавки на поршне. Насадите съемником или вручную поршневые кольца сообразно соориентировав их. Измерьте легкость движения колец в канавках.
    15. Если на кольце нанесена надпись “верх”, “top” или “ваз”, поставьте кольцо надписью вверх, к днищу поршня. 16. На нижнем копрессионном кольце распологается проточка. Кольцо должно ставиться проточкой вниз. Перед монтажом маслосъемного кольца проверните пружинный расширитель так, чтобы его замок находился с противоположной стороны от замка кольца.

    17. Проверните поршневые кольца так, чтобы их замки располагались под углом 120° друг к другу..
    18. Введите вкладыш в нижнюю головку шатуна, при этом фиксирующий выступ на вкладыше обязан войти в углубление головки шатуна.
    19. Введите вкладыш в крышку шатуна так, чтобы фиксирующий выступ на вкладыше вошел в углубление крышки шатуна.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector