В ВАЗе только девушки
В ВАЗе только девушки
Спецкор «НВ» побывал в Тольятти, чтобы узнать, как сегодня живёт российский «автоград»
СМИ пестрят заголовками: «На АвтоВАЗе идут массовые увольнения», «Продукция ВАЗа никому не нужна», «Тольятти на грани вымирания», и всё в таком духе. Так ли это на самом деле? Специальный корреспондент «НВ» побывал в Тольятти, чтобы узнать, как сегодня живёт российский «автоград».
В январе 2014 года новым президентом ОАО «АвтоВАЗ» стал известный в мировом автопроме топ-менеджер Бу Инге Андерссон, который сразу заявил, что 65 тысяч персонала для завода, который в прошлом году произвёл и продал всего 495 тысяч автомобилей, – это перебор. До конца текущего года штат руководителей и служащих должен сократиться на 20 процентов, или на 2,5 тысячи человек, а рабочих – на 10 процентов, или на 5 тысяч вакансий.
Напомним, что ещё пять лет назад численность тольяттинского автогиганта превышала 100 тысяч человек. В отличие от ситуации 2009 года, когда ВАЗ уволил сразу 30 тысяч сотрудников, паники в связи с предстоящей оптимизацией персонала на заводе нет. Дело в том, что здесь уже привыкли к сокращениям: ежегодно с завода увольняются 7–8 тысяч человек, и большинство из них – пенсионеры и люди предпенсионного возраста, для которых выработаны определённые социальные гарантии. А сотрудникам, которые уходят «по соглашению сторон», выплачивается зарплата за пять месяцев.
Ну а что же происходит в цехах.
На главном конвейере (ГК) работают всего две линии длиной 1,5 километра каждая. В советские времена было три линии, но нынешние две теоретически могут производить те же 600 тысяч машин в год, что и раньше. Но на деле линии задействованы лишь на две трети мощности.
На ГК сейчас собираются вазовские «Приоры» и «Ларгусы», а также «Ниссан Альмера», которую в прошлом году поставил на главный конвейер основной акционер АвтоВАЗа – альянс «Рено-Ниссан».
Сразу обратил внимание: на главном конвейере работает больше женщин, чем мужчин. А в цехе, где выпускают «Калины» и «Гранты», восемь из десяти автослесарей механосборочных работ – и вовсе молодые женщины, многие из которых не испортили бы конкурс красоты.
– Когда десять лет назад мы ставили на конвейер принципиально новую для ВАЗа модель «Лада Калина», то набирали только молодёжь, не испорченную выпуском устаревших моделей «классики» и «Самар», – поясняет главный конструктор проектов «Калина» и «Гранта» Олег Груненков. – А «Гранта» встала на конвейер всего два года назад, и специально под неё мы тоже набирали молодёжь. А девушек много потому, что они лучше многих мужчин приспособлены к монотонной работе, не так требовательны к размеру зарплаты, многие только что вышли из декрета.
При попытке поговорить с женщинами на линии, выпускавшей «Приору», они поспешно ретировались. Тут же возник мастер и потребовал разрешения на визит. Не испугалась его бдительного ока только одна молодая представительница прекрасного пола, Валентина, навешивавшая на двери пластиковую мелочёвку. Но фамилию назвать отказалась
– Я второй месяц как вышла из декрета. Сколько получила в первую получку? 14 тысяч чистыми. Немного, но где в Тольятти заработаешь больше? А уходить в декрет именно с автозавода было выгодно: соцпакет, пусть небольшие, но пособия от завода по уходу за ребёнком до трёх лет, гарантированный детский сад.
Председатель первичной профсоюзной организации ОАО «АвтоВАЗ» Сергей Зайцев рассказал «НВ», что ежемесячное пособие от завода по уходу за детьми от полутора до трёх лет составляет 5000 рублей. В марте 2014 года в декретном отпуске на заводе единовременно находятся почти 3000 сотрудниц…
Мужчины же на главном конвейере заняты в основном на участках, где требуется физическая сила. Например, там, где навешивают двигатель в моторный отсек – на жаргоне автосборщиков эта операция называется «свадьба».
На вопросы о зарплате и грядущем сокращении рабочие отвечают неохотно либо не отвечают вовсе. Многие косятся на мастера. Только один слесарь 631-й бригады цеха 45-2 не побоялся не только назвать свою фамилию, но и сказать о наболевшем.
– Червяков Владимир Васильевич, на заводе 30 лет, – не отвлекаясь от гайковёрта, которым прикручивал замки к дверным стойкам, представился собеседник. – Если не прихватывать пару суббот по двойному тарифу, больше 20 тысяч за норму выработки я не заработаю. А чтобы получить на руки 25 тысяч, я должен ночевать в цехе. Вот у меня в квартире счётчики на всё установлены, но меньше 4 тысяч платить за жильё не получается. А цены в магазинах – столичные. Грядущих увольнений мало кто боится: те, кто помоложе да с головой, и вовсе уходят с завода сами. Один мой знакомый, например, устроился охранником в сетевой магазин. Работа непыльная, а зарабатывает больше меня, гнущего спину на конвейере. Говорят, в России два миллиона охранников. У меня вопрос: почему человек, вяло собирающий корзинки в торговом зале, получает больше рабочего главного конвейера на градообразующем предприятии моногорода с населением 750 тысяч человек? Вернее, почему нам платят столь мало?
– А какую зарплату вы бы считали достойной?
– Тысяч 50 в месяц. Ведь мы собираем самую дорогую модель АвтоВАЗа – «Приору», которая у дилеров стоит свыше 400 тысяч. По сравнению с 1980-ми, когда я пришёл на завод, моя нынешняя зарплата – это слёзы. 30 лет назад у меня на заводе был аванс 60 рублей и 150 рублей получки. Это чистыми. Жена училась тогда в Ленинграде, авиабилет туда-сюда стоил 60 рублей, и, чтобы проведать жену, хватало одного аванса. А сколько стоит слетать в Питер и обратно сегодня?
– Две трети моего месячного заработка…
Здесь позволим себе прокомментировать расчёты уважаемого Владимира Васильевича. Всё-таки 11 тысяч – это не две трети, а около половины его заработка. Тем не менее действительно транспорт в нашей стране подорожал: 30 лет назад у рабочего Червякова на авиабилет в Ленинград уходило менее трети зарплаты.
Однако, кроме того, вазовец апеллирует к тому, что он собственными руками собирает дорогие машины и получает за это копейки, тогда как в советские времена… Что ж, давайте посчитаем. Сегодня, для того чтобы купить ту же «Приору», Владимиру Червякову придётся потратить около 20 своих ежемесячных зарплат. А 30 лет назад? При зарплате 210 рублей, о которой вздыхает наш собеседник, ему потребовалось бы работать более 26 месяцев для того, чтобы заработать даже не на «Приору» – на «Жигули».
Тем временем в разговор вступает коллега Червякова по бригаде:
– Больше всего меня раздражают на заводе «золотые парашюты». Все эти управленцы высшего звена приезжают из Москвы на ВАЗ как на шабашку, получают огромные подъёмные. Поработают годик-другой, всё развалят, но на выходе получают «парашют» в десятки, а то и сотни миллионов рублей. Наше начальство и профсоюзы утверждают, что средняя зарплата на ВАЗе составляет 25 тысяч рублей. Но это смотря как считать. Если суммировать мою получку и доходы начальника цеха, не говоря о членах совета директоров, может получиться даже значительно больше.
Отмечу, что в профкоме автозавода мне сказали, что средняя начисленная зарплата рабочих на заводе, без учёта заработков начальства и ИТР, в первом квартале 2014 года достигла 26 тысяч рублей в месяц. Правда, не уточняется, сколько в этой сумме сверхурочных часов.
Ну а сколько зарабатывает новый президент ОАО «АвтоВАЗ» Бу Инге Андерссон – это не афишируется. Размер «золотого парашюта» предыдущего главы волжского автоконцерна Игоря Комарова, который в конце 2013 года пошёл руководить российской космической отраслью, общественности тоже неизвестен. Но вот, например, пять лет назад бывший гендиректор завода Владимир Артяков стал губернатором Самарской области. За 2008 год, большую часть которого Артяков руководил ВАЗом, он задекларировал доход в 1,5 миллиарда рублей. При среднем годовом доходе слесаря механосборочных работ в 150 тысяч. Словом, доход бывшего гендиректора равнялся суммарному заработку 10 тысяч вазовцев.
…В заводском музее под стеклом хранится партийный билет первого директора завода, фронтовика, будущего министра автомобильной промышленности СССР легендарного Виктора Николаевича Полякова. В документе на лицевой странице указаны размеры его членских взносов и зарплаты за 1973 год. Зарплата высокая – 550 рублей, что почти в три раза выше, чем в среднем по автозаводу. Но в три, а не в 10 тысяч раз! Впрочем, таковы нынешние реалии едва ли не по всей стране…
рынок труда
«Только церкви и торговые сети» или подъём малого бизнеса?
Таксист-частник, 48-летний Борис, проработал на ВАЗе 17 лет, уволился «по собственному» в 2007 году, ещё до первой волны массовых увольнений. Зарабатывает, как говорит, «тысяч двадцать». И не видит перспектив ни у завода, ни у города в целом. Насколько этот пессимизм соответствует реальному положению дел в городе?
–Работягам автозавода зажимают зарплату потому, что на место несогласного пахать за 15 тысяч сразу придёт пара согласных из соседних с Тольятти деревень, где вообще нет работы, – философствует Борис. – В советские времена в нашем городе работало несколько химических комбинатов, завод «Цеммаш» делал узлы и агрегаты для шагающих экскаваторов, а электротехнический завод производил трансформаторы. Теперь почти все эти предприятия разорились или работают не на полную мощность. Создаётся впечатление, что сейчас у нас активно строятся только церкви, сетевые магазины и торгово-развлекательные комплексы. Даже жилые дома в последние лет пять перестали строить, так как на тольяттинские зарплаты квартиру не купишь, а руководители ВАЗа предпочитают покупать жильё в столицах.
Тем не менее официальный уровень безработицы в Тольятти с шокового 2009 года, когда АвтоВАЗ уволил сразу 30 тысяч человек, снизился в десять раз: с 10 до 1 процента. За этот период в волжском городе создано свыше 30 тысяч новых рабочих мест.
Сегодня бывшие вазовцы активно трудоустраиваются в малом бизнесе, причём значительное число таких фирм напрямую связано с автозаводом. В паре километров от его территории раскинулись корпуса IT-парка «Жигулёвская долина», который только в 2014 году даст 7,5 тысячи новых рабочих мест. Именно туда могут перейти на работу служащие АвтоВАЗа, попавшие под оптимизацию. Правда, там нужны не бухгалтеры или маркетологи, которые попадают под сокращение на автозаводе, а креативщики-программисты.
руководитель
Швед работает по-стахановски
Почти все собеседники «НВ» на автозаводе отмечают фантастическую работоспособность нового главы тольяттинского автогиганта шведа Бу Инге Андерссона, хорошо говорящего по-русски. Скандинав заработал хорошую репутацию не только в российском автопроме, но и в Европе, работая в ведущих концернах. На предыдущем месте службы он оперативно вывел из кризиса Горьковский автозавод.
–Сам видел, как глава АвтоВАЗа в 7 утра обходил главный конвейер, подолгу разговаривал с рабочими и что-то записывал в блокнот, – вспоминает автослесарь Владимир Червяков. – Его предшественник Игорь Комаров, насколько я знаю, общением с народом не страдал. Своим подходом к управлению швед напоминает нашего первого директора Виктора Полякова, который обходил главный конвейер не реже двух раз в неделю. Во всяком случае, так говорили старожилы.
– Бу Андерссон не уходит с завода до 10–11 часов вечера и требует этого же от подчинённых менеджеров, – отмечает мой гид, главный специалист пресс-центра Станислав Березий. – Не всем, правда, это нравится.
В первый же месяц в новой должности президент АвтоВАЗа со своей командой разработали комплексный план по улучшению экономики предприятия, состоящий из 120 пунктов. Самым болезненным, но вынужденным шагом в условиях спада стала оптимизация персонала. Ведь в прошлом году завод произвёл и продал на 55 тысяч автомобилей меньше, чем в 2012-м.
Коммерческие и производственные планы на 2014 год у вазовского руководства пока радужные. Тольяттинский завод пока выдерживает конкуренцию, так как его самая «люксовая» модель стоит примерно столько же, сколько самая простенькая у того же «Фольксвагена». Но падение рубля в первом квартале 2014 года на 20–25 процентов уже создаёт проблемы со сбытом, так как мотор, интерьер салона, штампы и сотни видов запчастей ВАЗ покупает за границей. Из 3000 автокомпонентов, из которых состоит любая «Лада», свыше 30 процентов – это импорт. Если падение рубля не остановится, о годовых объёмах в 600 тысяч автомобилей, намеченных на 2014 год, придётся забыть. И тогда сокращение 7500 человек может стать не последним. Собеседники «НВ» из числа руководителей автогиганта стучат по дереву, чтобы этого не произошло. Постучим и мы.
Сергей Тачаев, Тольятти – Петербург. Фото автора
Бу Андерссон назвал свою зарплату в АвтоВАЗе
«Моя зарплата составляет $50 тыс. в месяц, я получаю доход исходя из курса доллара к рублю. Последний раз, когда я смотрел, моя зарплата составляла 2,5 млн руб.», – заявил Андерссон в интервью телеканалу «Россия 24».
Ранее на российских интернет-порталах появлялись сообщения о том, что на посту главы АвтоВАЗа Андерссон получает 374 млн руб. в год, то есть более 1 млн руб. в день. В опубликованной накануне в New York Times статье отмечалось, что на самом деле размер зарплаты Андерссона заметно меньше и по меркам автомобильной промышленности США «довольно скромен».
Для сравнения, в 2013 году годовая зарплата главы General Motors Дэниела Акерсона составила $1,7 млн, а генеральный директор Ford Motor Алан Маллали получил в виде зарплаты $2 млн. Общий же доход обоих топ-менеджеров (с учетом всех бонусов, компенсаций и т.д.) был куда выше. Так, например, Маллали заработал в прошлом году $23,2 млн.
В своем интервью Бу Андерссон также отметил, что руководство АвтоВАЗа продолжает борьбу за сокращение расходов, в том числе за счет снижения численности персонала. «Раньше мы производили 20 автомобилей в расчете на одного работника в год, а сегодня мы собираем 40 автомобилей в расчете на одного работника. В следующем году мы будем производить 60 автомобилей в расчете на одного работника в год. Тяжело увольнять людей. Мы сократили расходы на 4,2 млрд руб., но, когда мы увольняли людей, мы выплачивали им пособия, на которые ушло 4,1 млрд руб. Таким образом, чистый эффект составил всего 100 млн руб.», – отметил Андерссон.
Он также добавил, что продолжает работать над улучшением дисциплины на заводе. В частности, в 2014 году дисциплинарные взыскания были наложены примерно на 4 тыс. человек, а тем, у кого они есть, на АвтоВАЗе не платят бонусы. «Половина людей на заводе улыбаются, надо поработать над другой половиной», – сказал Андерссон.
Падение курса рубля, по словам главы АвтоВАЗа, слабо сказалось на работе завода, так как 81% расходов компании номинировано в рублях. Более того, снижение курса открывает для компании новые возможности и, в частности, дает шанс расширить присутствие на рынках других стран, в том числе в Восточной Европе.
«Падение курса рубля сыграет нам только на руку. Но у нас должны быть продукты с европейскими сертификатами. Сегодня мы не можем продавать свои машины в некоторых европейских странах, поскольку требуется датчик давления воздуха в шинах. Но я работаю над этим лично, и скоро он будет», – пояснил Андерссон, признав, однако, что нынешний год компания закончит с результатом хуже ожидаемого.
«Люди стали осторожнее при выборе автомобиля, что приводит к некоторому снижению наших продаж. По итогам года мы рассчитываем продать 375 тыс. автомобилей, хотя в начале года мы рассчитывали продать 450 тыс. машин», – отметил глава АвтоВАЗа.
Численность сотрудников АВТОВАЗа может снизиться на 2 тысячи человек
До конца 2017 года численность персонала АВТОВАЗа сократится минимум на 2 тыс. человек, сообщил глава автоконцерна Николя Мор в интервью телеканалу РБК на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Часть работников будут освобождены «по собственному желанию», часть – переведены в индустриальный парк.
«Я не буду давать никакой цифры, мы всё еще обсуждаем это, но, возможно, это будет более 2 тыс. человек до конца года», – сообщил Мор, уточнив, что точная цифра сейчас обсуждается. По его словам, сейчас идет обсуждение с Министерством труда и с правительством Самарской области, чтобы найти правильную схему.
Как пишет «РБК», в 2016 году число сотрудников АВТОВАЗа сократилось на 9,7%, до 43,3 тыс. человек. В феврале стало известно, что АВТОВАЗ планирует сократить 740 сотрудников, или менее 2% общей численности персонала предприятия. Тогда в компании заверили, что всем увольняемым будут предложены вакансии в разных подразделениях АВТОВАЗа. По итогам первого квартала 2017 года средняя численность работников составила 39725 человек, следует из отчета компании.
«Нам необходимо выровнять свой уровень численности персонала в соответствии с потоком производства, и нам необходимо быть конкурентными на рынке», – сказал Мор. По его словам, в первую очередь АВТОВАЗ хочет позволить людям уйти по собственной воле, если такие есть сейчас. В перспективе компания предполагает, что часть сотрудников перейдут в так называемый индустриальный парк в Тольятти, куда концерн приглашает поставщиков локализовать свои производства и производить комплектующие для него, а также в другие компании. В качестве примера Мор привел сотрудничество со Сбербанком, который открыл кол-центр на площадке парка. «Мы не хотим оставлять наших людей без рабочих мест», – заключил глава автоконцерна.
В индустриальный парк АВТОВАЗа переданы бывшие здания Волжского машиностроительного завода (ВМЗ), бывший офис дирекции по закупкам и другие площадки, следует из сообщения компании. В течение 2017 года в структуру нового подразделения продолжится поэтапная передача свободных производственных площадей и других активов. Общая площадь парка составит около 300 тыс. кв. м. Среди реализуемых проектов – центр корпоративных решений Сбербанка (кол-центр) на 1 тыс. рабочих мест. Заключено партнерское соглашение с заводом «Металлист-Самара» (производит комплектующие для авиационных и ракетных двигателей). Как уточнил представитель АВТОВАЗа, еще с 15 компаниями ведутся переговоры.
Как сообщил председатель первичной профсоюзной организации АВТОВАЗа Сергей Зайцев, в самóм индустриальном парке как в структурном образовании автоконцерна уже работают 634 сотрудника (общее количество рабочих мест сейчас 1 тыс.), еще 100 человек работают в резиденте парка «Металлист-Самара». По словам Зайцева, процесс перевода продолжается. Сколько человек может быть переведено в индустриальный парк к концу года, профсоюзный деятель ответить затруднился.
Председатель независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев напомнил, что главная цель АВТОВАЗа – получение прибыли. Одним из путей, по его словам, является повышение производительности труда за счет сокращения численности сотрудников. Как отмечает Золотарев, переход высвобожденных рабочих в другие отрасли (в частности, на работу в Сбербанк) ведет к потери квалифицированных кадров в автопромышленности. «В случае если возникнет потребность в значительном увеличении производства, может встать вопрос о поиске работников», – заключает он.
По данным центра занятости Тольятти, на середину мая 2017 года уровень безработицы в городе составил 1,77%. 19 мая в центре были зарегистрированы 7379 человек, нуждающихся в работе, примерно половина (50,9%) из них женщины, 12,8% – люди предпенсионного возраста, 13,5% – молодые специалисты (до 30 лет). По словам Зайцева, в Тольятти напряженная ситуация на рынке труда. Представитель городской администрации сообщил, что ситуация с численностью рабочих мест на АВТОВАЗе контролируется. По его словам, по закону АВТОВАЗ перед сокращениями информирует центр занятости города, в феврале об этом была подана заявка, с тех пор других не подавалось. Ситуация с безработицей в городе остается под контролем властей, повторился он.
Аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко отмечает, что для выживания производителю придется идти на крайне непопулярные меры, а именно на оптимизацию штата. Однако, по его словам, сейчас АВТОВАЗу для выживания необходимо сокращать расходы не только на фонд оплаты труда и выходных пособий, но и на производство и закупки.
В марте в кулуарах Недели российского бизнеса министр труда и социальной защиты Максим Топилин сообщил RNS, что в правительстве обсуждают вопрос о выделении АВТОВАЗу 800 млн руб. на поддержку занятости в 2017 году. В пресс-службе Министерства труда и социальной защиты сообщили РБК, что проект распоряжения правительства РФ о выделении средств Самарской области на поддержку занятости высвобождаемых работников АВТОВАЗа согласован с Минпромторгом и Минэкономразвития. «Средства в том числе будут направлены на частичное возмещение оплаты труда, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации высвобождаемых работников, решение может быть принято на днях», – следует из ответа пресс-службы министерства.
По итогам 2016 года продажи LADA в России снизились на 1% по сравнению с показателем 2015 года, до 266 296 автомобилей. 17 февраля Мор сообщил, что в 2017 году АВТОВАЗ планирует увеличить объемы производства автомобилей на 13,9%, до 465 тыс. штук. В мае было продано 24,4 тыс. машин (плюс 22,6%), по итогам пяти месяцев продажи выросли на 10,5% и достигли 112,8 тыс., сообщил представитель компании.
В Чечне завод «Чеченавто» уменьшил выпуск автомобилей
В 2013 году завод по конвейерной сборке автомобилей марки «Лада» в Чечне выпустил всего 791 автомобиль «Лада-Приора», что почти на 26% меньше показателей предыдущего года, сообщили Чеченстате.
«За 12 месяцев минувшего года завод «Чеченавто» в Аргуне выпустил 791 автомобиль марки «Лада-Приора». Если сравнивать с показателями предыдущего года, производительность предприятия упала более чем на 26%. Столь значительное снижение числа выпускаемых автомашин на заводе объясняют общей тенденцией снижения выпуска автомобилей в стране, а также тем, что завод производит только так называемую «отверточную сборку» машин из комплектов, получаемых от «АвтоВАЗа», — отмечают в статистическом ведомстве.
В 2012 году на завод «Чеченавто» было поставлено 1 040 автокомлектов. На предприятии проводится сборка «Приоры», но с конца текущего года завод планирует начать выпуск новых моделей «АвтоВАЗа» — «Лады-Гранты» и «Лады-Ларгус».
«На заводе «Чеченавто» в Аргуне работают 210 человек, 170 из них заняты непосредственно на сборке. На линии работают группы специалистов, каждая из которых выполняет свои задачи – от установки двигателей до внутренней компоновки. На выходе получаем готовый автомобиль, который затем проверяется на специальном полигоне, и все выявленные нарушения тут же устраняются. Процесс сборки составляет примерно полтора-два часа. В месяц завод выпускает от 120 до 160 автомобилей», — сообщили в министерстве промышленности и энергетики Чечни.
При этом представитель Минпрома отметил, что завод имеет возможность производить до 400 автомобилей в месяц, однако такие цели перед предприятием пока не ставятся. Средняя зарплата работников «Чеченавто» составляет порядка 15 тысяч рублей в месяц.
Выпускаемые на заводе «Чеченавто» автомобили не всегда пользуются спросом в Чечне. Многие предпочитают приобретать продукцию, произведенную непосредственно на «АвтоВАЗе», полагая, что по качеству машины местной сборки уступают тольяттинским.
«Если честно, я бы не стал покупать «Приору» местной сборки, хотя и говорят, что у нас все делается качественно и неоднократно проверяется и перепроверяется. Сборка на местах все равно вряд ли будет лучше, чем непосредственно на самом заводе, где эту машину придумали, создали и наладили выпуск», — говорит местный житель Асхаб И.
«У моего знакомого есть машина местной сборки, и он говорил, что после покупки ему пришлось устранять всевозможные недоделки. Когда еще у нас тут выпускали «семерки», говорили, что качество их плохое. Но сейчас вроде бы понемногу ситуация выравнивается, да и рабочие, наверное, приобрели необходимый опыт», — отмечает другой местный житель, Висани Т.
Вместе с тем есть и такие, кто считает, что продукция завода «Чеченавто» является вполне конкурентоспособной и отвечает всем требованиям. «Мне еще пять лет назад выделили автомобиль «Жигули» седьмой модели, который был собран на аргунском заводе. Никаких дефектов или недоделок я не нашел. И до сих пор на ней езжу, — утверждает грозненец Ахмад. — В принципе любую, даже новую машину, особенно если она отечественного производства, приходится после покупки немного подтягивать, проверять узлы и все остальное, то есть «доводить до ума». Не знаю, может, мне попалась такая машина, но проблем с ней не было ни тогда, ни сейчас».
Отметим, ранее сообщалось, что завод «Чеченавто» ежегодно выпускает порядка 50 тысяч автомобилей и намерен в ближайшие годы увеличить их выпуск до 75 тысяч автомашин в год.
Вместе с тем многие местные жители выражают серьезные сомнения в том, что завод «Чеченавто» в ближайшей перспективе сможет выпускать от 50 тысяч автомобилей в год.
«Такое просто нереально, потому что этот завод не располагает крупными мощностями. Здесь работают всего около 200 человек, и даже при огромном желании они не смогут выдавать в год такое количество автомашин. Другое дело, если производство будет серьезно расширено, открыты новые рабочие места и так далее. А все эти утверждения о 40 или 50 тысячах «Приор», которые якобы каждый год сходят с конвейера в Аргуне, просто пиар-кампания наших властей и ничего более», — говорит бывший работник одного из республиканских министерств Вахид.
Напомним, что предприятие «Чеченавто» было создано в чеченском городе Аргун в 2008 году на базе бывшего завода «Пищемаш» в соответствии с достигнутой республиканскими властями договоренности с компанией «АвтоВАЗ». Первоначально завод выпускал автомашины ВАЗ-2107, которых в Чечне, по некоторым данным, было произведено более 1 600 штук, а с 2012 года предприятие перешло на выпуск «Лад-Приор», которые пользуются в республике повышенным спросом.
В январе текущего года чеченская сторона заключила соглашение с южнокорейской компанией Daewoo о расширении производственных мощностей аргунского завода «Чеченавто» и выпуске грузовиков данной марки. Кроме того, руководство Чечни заключило договор с президентом компании «Дервейс» (Карачаево-Черкессия) Хаджи-Муратом Деревым о строительстве завода по выпуску малотоннажных грузовиков. Строительство должно начаться уже в этом году, а в 2015 году предприятие планирует выпустить первую продукцию.
Автор: Муслим Ибрагимов источник: корреспондент «Кавказского узла»
Вам знак
До сих пор знакомая для всех процедура стала столь вариативной, что в ней можно и запутаться. Корреспондент «РГ» попытался разобраться во всех тонкостях.
Машина под ключ
Тем, кто покупает новый автомобиль у дилера, со временем будет проще всего. Дилеры получили право от имени собственника регистрировать автомобиль в ГИБДД. Таким образом, человек, который приобрел машину у такого дилера, получит ее в салоне уже с регистрационными знаками и документами на его имя.
Чтобы предоставить такую услугу, дилер должен быть включен в реестр специализированных организаций, который ведет МВД. А для этого у него должен быть специально обученный человек, который занимается осмотром автомобиля, подготовкой всех документов для регистрации. У этого человека должно быть рабочее место. А стоимость этой услуги — всего 500 рублей. Такую цену установила ФАС.
Пока в реестре специализированных организаций нет ни одного дилера. Соответственно, автовладельцам предстоит действовать по старинке. То есть забрать машину в автосалоне и отправляться в ГИБДД, чтобы поставить ее на учет.
Автосалоны по-прежнему оказывают услугу постановки машины на учет. Но так, как это делалось и раньше — по доверенности от собственника. Тут появилась еще одна тонкость. Если доверенность не заверена у нотариуса, то вместе с этим документом доверенное лицо должно представить в ГИБДД паспорт собственника. Готовы ли покупатели машин одолжить на время сотрудникам автосалона свой главный документ?
Не по месту жительства
По-прежнему поставить машину на учет можно в любом подразделении ГИБДД. Житель Владивостока может это сделать в Москве, а москвич — в Сочи. Но номер им будет присвоен с кодом того региона, где они зарегистрированы по месту жительства.
Новые правила регистрации разделили понятия государственных регистрационных знаков и государственных регистрационных номеров. Номера присваивает ГИБДД. Это набор букв и цифр с кодом региона. А знаки выдает как ГИБДД, так и организация-изготовитель. Это металлическая пластина, на которую буквы и цифры с кодом региона нанесены.
Если вы ставите машину на учет в регионе, где вы зарегистрированы, вы можете выбирать. Заплатить госпошлину 2850 рублей и получить в ГИБДД и документы, и знаки, которые повесите на машину, или заплатить госпошлину 850 рублей, получить в ГИБДД документы, а знаки изготовить в специальной организации.
А у тех, кто ставит на учет машину не в том регионе, где он зарегистрирован, не будет выбора. В ГИБДД им выдадут только документы с присвоенным номером. Знак потребуется изготавливать самостоятельно.
Тут надо иметь в виду, что после того, как машина зарегистрирована в ГИБДД, до изготовителя регистрационных знаков лучше дойти пешком. Ведь за управление зарегистрированным автомобилем без регистрационного знака грозит штраф 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 3 до 6 месяцев.
Тем более что организации, которые изготавливают знаки, как правило, располагаются поблизости от ГИБДД. Надо только учитывать, что они также должны быть внесены в реестр изготовителей государственных регистрационных знаков, который также ведет МВД.
Стоит также напомнить, что для того, чтобы зарегистрировать автомобиль в ГИБДД, у его владельца есть 10 дней. На 11-й наступает ответственность по статье 19.22 за нарушения правил регистрации. За это нарушение грозит штраф от полутора до двух тысяч рублей. А если он попадется за рулем незарегистрированного автомобиля, то ему грозит наказание по статье 12.1 КоАП. В первый раз — штраф от 500 до 800 рублей. За повторное нарушение — штраф 5 тысяч рублей или лишение прав на 1-3 месяца.
Коррозия съела
С приобретением б/у автомобилей таких сложностей со знаками не возникнет. Ведь автомобиль продается уже с ними.
Здесь все остается по-прежнему. Новый собственник должен поставить машину на учет на себя в ГИБДД в течение 10 дней. Он может сохранить за собой прежние знаки, с каким бы кодом региона они ни были. Может получить новые. Но тогда ему присвоят номер с кодом региона, в котором он сам зарегистрирован.
Но с приобретением машин на вторичном рынке могут возникнуть другие проблемы. Идентификационный номер VIN может оказаться нечитаемым. Например, проржавел от времени и невзгод. Или машина попала в аварию и была повреждена именно та деталь, на которую он нанесен.
Раньше это была действительно проблема. Новый закон о регистрации ее решил. Им установлена обязанность нанесения дополнительной маркировки автомобиля в случаях, когда невозможно его идентифицировать.
В этой ситуации инспектор при осмотре машины устанавливает факт, что идентификационный номер уничтожен. Машина направляется на экспертизу. Эксперты устанавливают оригинальный VIN и отправляют машину обратно в ГИБДД вместе с документами. Начальник подразделения принимает решение о нанесении дополнительной маркировки. Это тот самый VIN, который был установлен.
После чего собственнику необходимо эту маркировку нанести. Наносить ее может либо завод-изготовитель, либо испытательная лаборатория. Как это делается для автомобилей, выпускаемых в единичных экземплярах — самоделок. После того как дополнительная маркировка нанесена, машину требуется снова отвезти в ГИБДД, чтобы поставить ее на учет и внести в документы все изменения.
Этот же порядок нанесения дополнительной маркировки действует и в случае, если родной VIN был уничтожен в результате действий третьих лиц. Проще говоря, машину угнали, подготовили для перепродажи, уничтожили идентификационный номер или нанесли новый. Но тут угонщиков взяли, а машину вернули хозяину.
В дальнейшем для идентификации автомобиля инспекторы будут пользоваться дополнительной маркировкой.
От 16 и старше
Согласно новым правилам, зарегистрировать машину в ГИБДД можно только на того, кто уже достиг 16 лет. Ребенок может быть собственником машины. Но зарегистрировать машину на него в ГИБДД не получится. Чтобы поставить машину на учет и получить номера, ее придется регистрировать на родителя или опекуна.
Автомобиль может быть в совместной собственности. В этой ситуации в ГИБДД его зарегистрируют на одного из собственников.
Тесла? Нет — «девятка»
Футуристический пикап Tesla Cybertruck, начало производства которого намечено в 2021 году, уже можно встретить на дорогах Подмосковья.
Российские Кулибины построили проект Илона Маска всего за сутки из обычной «Лады» 9-й модели. Размером, правда, копия оказалась меньше. Нет в ней электродвигателей и турбин, а также бронированных стекол. Нет даже водительской двери. Но ее сделали всего за сутки. И, что удивительно, она самостоятельно передвигается. Как тебе такое, Илон Маск? Кстати, на учет в ГИБДД ее точно не поставят.
Купившим электронный ОСАГО больше не нужно возить с собой его распечатку:
Сколько человек работает в заводе ваз
9 апреля в ОАО »АВТОВАЗ» проходила конференция поставщиков в группе »Поставщики неметаллических изделий». Семь предприятий получили звание лучших поставщиков ОАО »АВТОВАЗ» по итогам работы в 2002 году. Диплом за наилучшие показатели был вручен АО »Фритекс» (г.Ярославль). Благодарственные письма получили представители ЗАО »Химформ» (г.Балаково), ООО »ДСК» (г.Тольятти), АО »Норма» (г.Таллинн), НПО »Новая техника» (г.Уфа) и ЗАО »КА-2» (г.Тольятти).
ОАО »Фритекс» работает с 1932 года и является одним из старейших заводов в области производства фрикционных и термостойких материалов и изделий. Численность персонала составляет около 15 тысяч человек. Предприятие поставляет в ОАО »АВТОВАЗ» весь ассортимент прокладок под головку блока цилиндров двигателя. ОАО »Фритекс» также сотрудничает с другими автомобильными заводами России. Кроме того, предприятие производит фрикционные изделия для железнодорожного транспорта. По словам директора по качеству ОАО »Фритекс» Александра Кузовлева, на сегодняшний день »Фритекс» — одно из немногих российских предприятий, которое прошло сертификацию качества одновременно в четырех органах сертификации, в том числе и зарубежных. Сейчас ведется работа по подготовке к сертификации на новые нормы ИСО/ТУ 16949. Последние два года завод числится среди лучших поставщиков АВТОВАЗа. В ОАО »Фритекс» ведется интенсивная работа по техническому переовооружению и модернизации производства. К 2005 году будут введены в эксплуатацию новые корпуса по изготовлению фрикционных изделий. В ближайшем будущем ОАО »Фритекс» планирует осваивать зарубежные рынки.
10 апреля, в заключительный день конференции вопросы качества поставок и перспективы развития обсуждали представители предприятий-смежников в группе »Поставщики пластмассовых изделий». Дипломы были вручены АО »Кинельагропласт» (г.Кинель), ЗАО »Пластик» (г.Челябинск), ЗАО »СЗПИ» (г.Тольятти). Благодарственные письма получили ООО »Технопол», ООО »Компания »СИС» (г.Тольятти), АО »Мегапласт» (г.Тольятти).
АО »Кинельагропласт» сотрудничает с АВТОВАЗом с 1993 года, завоевывает звание »Лучший поставщик» уже третий раз. Номенклатура поставляемой на АВТОВАЗ продукции составляет порядка 210 наименований пластмассовых изделий, на стадии подготовки производства находятся еще 150 изделий. Коллектив предприятия насчитывает порядка 400 человек, предприятие работает круглосуточно. Три года назад заводом была освоена сборка отопителей для ВАЗ-2110. Помимо литьевых изделий, специалисты »Кинельагропласт» освоили изготовление выдувных изделий — это бачок омывателя, расширительный бачок. Как сказал генеральный директор предприятия Юрий Иванов, в феврале 2003 года АО »Кинельагропласт» было сертифицировано на нормы ИСО-9000 версии 2000 года. Активно идет расширение производства, закупается современное оборудование — термопластавтоматы немецкой фирмы »Mannesmann Demag». Разрабатывается и осваивается номенклатура изделий для ВАЗ-1118.
В »a href=»http://www.21century.vaz.ru/Partners/plastic.htm»»ЗАО »Пластик»»/a»(г.Челябинск) — поставщик пластмассовых изделий, изготавливает широкую номенклатуру для модельного ряда АВТОВАЗа: кожухи вала руля, кронштейны, решетки радиатора, рычаги, пистоны креплений. Общее количество деталей и сборочных изделий, поставляемых в настоящее время на АВТОВАЗ, превышает 350 позиций. Численность персонала составляет порядка 900 человек, завод работает круглосуточно, без выходных. По результатам работы в 1998,1999, 2000 годах ЗАО »Пластик» признано лучшим поставщиком АО »АВТОВАЗ» В таком статусе челябинский завод держится и по сей день. Для перспективных моделей уже ведется подготовка производства ряда новых изделий. Это руль для ВАЗ-1118, конструкция которого предусматривает установку подушки безопасности. Разработка конструкции руля осуществлялась совместно со специалистами АВТОВАЗа.
Группа «АВТОВАЗ» является частью бизнес-подразделения Dacia-LADA в структуре Groupe Renault. Компания производит автомобили по полному производственному циклу и комплектующие для 2-х брендов: LADA и Renault. Производственные мощности АВТОВАЗа расположены в Тольятти – АО «АВТОВАЗ”, ОАО “LADA Запад Тольятти”, а также в Ижевске – ООО «LADA Ижевск».
Продукция марки LADA представлена в сегментах В, B+, SUV и LCV и состоит из 5 семейств моделей: Vesta, XRAY, Largus, Granta и Niva. Бренд лидирует на российском автомобильном рынке с долей более 20% и представлен в более чем 20 странах. LADA имеет самую большую официальную дилерскую сеть в России – 300 дилерских центров.
Какой аккумулятор устанавливается на ВАЗ 2110
Отечественные автомобили ВАЗ-2110 комплектуются не очень качественными аккумуляторами, которые довольно быстро выходят из строя. Вследствие этого сначала возникает необходимость частой подзарядки, батарея все чаще подводит, особенно в холодное время года, а затем и вовсе требует срочной замены. Выбирать хороший аккумулятор на ВАЗ 2110 необходимо с учетом всех технических характеристик. Они не должны сильно отличаться от оригинальной АКБ, так как в противном случае будет сложно предугадать, как долго эта модель прослужит и какой потребует уход.
Аккумуляторы и двигатели для ВАЗ 2110
С самого начала выпуска автомобиля ВАЗ 2110 компанией АвтоВАЗ его оснащение претерпело несколько этапов изменений. Были версии с разными вариантами двигателей, машина комплектовалась аккумуляторами с различными параметрами, даже выпускалась лимитированная версия, встречающаяся в наше время довольно редко. Если сел аккумулятор на ВАЗ 2110, и диагностика говорит о том, что он вышел из строя, надо изучить параметры двигателя и батареи, чтобы подобрать наиболее подходящую модель.
Двигатели отличаются мощностью, особенностями конструкции (количество клапанов, схема) и объемом. Если рассматривать все движки, побывавшие под капотом этой модели авто за десятилетия ее существования, получится такая сравнительная таблица:
Максимальная скорость, км/ч
Усредненный расход горючего,
8-клапанный карбюратор на 1,5 литра (1996-2000)
8-клапанный инжектор, 1,5 литра
16-клапанный инжектор, 1,5 литра
8-клапанный инжектор, 1,6 литра
16-клапанный инжектор, 1,6 литра
Лимитированный выпуск с движком от Оpel на 2,0 литра. Его мощность составляла 150 лошадиных сил, однако количество автомобилей с этим мотором очень ограничено. Наряду с этой версией разрабатывалась модель роторно-поршневой конструкции двигателя, но по каким-то причинам оба эти варианты не получили широкого распространения. Вторая модификация приспособлена под использование на кольцевых гонках и способна развить скорость до 240 км/ч.
На автомобиль, независимо от модификации, устанавливался заводской аккумулятор с характеристиками емкости 55 Ампер*час. Это оптимальная величина, которая соответствует параметрам встроенного генератора.
Эта деталь отвечает за подзарядку аккумулятора в процессе работы двигателя. Когда машина работает и передвигается, энергия от генератора направляется на батарею, следовательно, происходит одновременный процесс и использования ресурса аккумулятора, и его пополнения.
Опытные пользователи и автомеханики рекомендуют придерживаться в выборе новой батареи характеристик оригинальной, так как при погоне за большей емкостью могут возникнуть следующие проблемы.
- Аккумулятор на ВАЗ 2110:2 будет недостаточно подзаряжаться во время работы генератора, так как его мощности не будет хватать. Это приведет к необходимости регулярной подзарядки во избежание преждевременного износа элементов питания.
- При повышении емкости батареи на сопутствующие детали, например, диодный мост, ляжет и повышенная нагрузка. Следовательно, они будут внезапно выходить из строя.
Таким образом, больше – не всегда лучше, поэтому стоит не отступать от стандарта производителя.
Вероятные причины замены АКБ
Несмотря на оговоренный в характеристиках новой батареи срок эксплуатации, реальное время работы напрямую зависит от активности пользователя, режима работы автомобиля. Чтобы сделать вывод, что нужно купить новый аккумулятор на ВАЗ 2110, следует изучить поведение старого и проблемы, связанные с его эксплуатацией.
- Если автомобиль перестал стабильно заводиться при низких температурах без явного изменения условий использования, например, резкого падения градусов до критической отметки, стоит проверить работоспособность батареи.
- В случае быстрой разрядки даже при ручной подзарядке от сети также вероятен выход из строя АКБ. Если слабо заряжается от генератора, нельзя стопроцентно говорить о проблемах батареи, возможно, нарушена работа генератора. В этом случае следует провести диагностику самостоятельно, измерив показатели напряжения во время работы на клеммах, или обратиться на СТО.
Если разряжается аккумулятор на ВАЗ 2110 с завидной регулярностью, значит, проблема есть, а более конкретно здесь подскажет только диагностика
Рекомендации при выборе батареи
Чтобы после покупки нового аккумулятора машина не потребовала еще больших затрат на обслуживание, следует придерживаться некоторых правил.
- Первое, что надо сделать для правильной замены этой детали автомобиля, это определить оптимальную емкость, которая подходит под мощность конкретного двигателя. Дело в том, что мы имеем дело с различными модификациями этой модели ВАЗ, в которых могут быть установлены отличающиеся по характеристикам двигатели.
- Второе – определиться с расположением клемм. В автомобиле ВАЗ 2110 схема расположения прямая, соответственно, и аккумулятор нужно подбирать такой же. При выборе обратной придется поворачивать батарею, а в этом случае не факт, что установка будет успешной.
- Третье – следует измерить параметры аккумуляторного отсека: длину, ширину и высоту, чтобы новое устройство поместилось в предназначенное для него место.
В случае использования автомобиля преимущественно при минусовой температуре, стоит выбирать емкость немного больше, чем у заводской батареи. Имеет значение также тип аккумулятора на ВАЗ 2110 (инжектор или карбюратор, неважно) – завод-изготовитель устанавливает свинцово-кислотные аккумуляторы. Они относятся к необслуживаемым, но имеют большой ресурс работы – около 50 полных циклов заряда-разряда.
Популярные модели АКБ
«Десятка» сходит с конвейера с батареей 6СТ-55А, которая заполнена жидким электролитом и имеет заявленную емкость 55 Ампер*час. Электрическая система автомобиля подстроена именно под эту АКБ, сила тока которой достигает 255 А. Однозначно ответить на вопрос, какие аккумуляторы лучше на ВАЗ 2110, нельзя, так как у каждого автомобилиста свои потребности и возможности. Однако можно проанализировать наиболее востребованные на рынке модели по основным характеристикам.
chronograph
Фотоблог Вадима Кондратьева
Самарская область и Поволжье
АвтоВАЗ – один из крупнейших автомобильных заводов Европы, чьи производственные мощности позволяют выпускать до 800 тысяч автомобилей и автокомплектов в год. Днём рождения АвтоВАЗа считается 20 июля 1966 года, когда было подписано Постановление правительства СССР о строительстве в Тольятти завода по выпуску легковых автомобилей. Завод был построен в рекордно короткие сроки: через 3 года после начала земляных работ с конвейера сошла первая «копейка» – легендарный ВАЗ-2101, с которого и началась история бренда LADA, известного сегодня каждому. Сегодня АвтоВАЗ выпускает шесть основных семейств автомобилей LADA: LADA 4х4, LADA SAMARA, LADA PRIORA, LADA GRANTA, LADA KALINA и LADA LARGUS. Все автомобили АВТОВАЗа соответствуют международным нормам «Евро-4», а экспортируемые в страны ЕЭС – и «Евро-5». На заводе работает около 67 тысяч человек, средний возраст которых 40 лет;примерно 21 тысяча человек – молодежь до 30 лет. В конце 2012 года АвтоВАЗ станет мультибрендовым- здесь начнут выпускать Ниссан Алмеру и две модели Рено. На днях пресс-служба АвтоВАЗа организовала экскурсию для блогеров Тольятти на завод, благодаря чему вы можете увидеть этот фотообзор.
01. В начале мы поднялись на 24-й этаж здания заводоуправления и полюбовались видами завода и окрестностей с высоты. Снимать правда пришлось через стекло, поэтому качество фото не очень.
02. Завод огромен- он расположен на площади более 600 гектаров, площадь зданий предприятия – более 4 млн кв.м. Цеха АВТОВАЗа содержат десятки тысяч единиц оборудования; протяженность конвейерных линий – 300 км; длина главного конвейера – 1,5 км
03. Машины работников, приехавших на завод.
04. Подробнее о том, как строился завод, можно посмотреть в моем историческом обзоре тут (КРАТКАЯ ИСТОРИЯ АВТОВАЗа)
05. ТЭЦ ВАЗа- подробнее о ней в моем фотообзоре тут (ТЭЦ ВАЗа)
06. Площадки для товарных автомобилей заполнены наполовину.
07. Автомобили продаются быстро, что говорит о растущей популярности продукции автозавода.
08. Трек для испытания автомобилей.
09. Вдали виден Автозаводский район Тольятти.
11. Часовня и фрагмент научно-технического центра (НТЦ)
12. Фрагмент технического музея.
13. Игорь Юрьевич Буренков- директор по внешним связям АвтоВАЗа (слева), вкратце рассказал о развитии завода за последние три года и ответил на вопросы блогеров.
14. Далее мы отправились на производство и бегло понаблюдали за рождением автомобиля. Первое, что мы увидели, стало прессовое производство.
15. Здесь, из ровных листов стали штампуют детали кузова автомобилей. Без проводника можно заблудиться, цеха огромные.
16. 14 июля 2010 года на АВТОВАЗе запущена самая современная автоматическая прессовая линия японского производствалиния «KOMATSU». Суточная производительность линии – 11300 деталей, причем парные детали могут штамповаться одновременно. При необходимости перенастройки пресса замена штампов может быть произведена в рекордно короткие сроки – 10-12 минут (вместо 4-5 часов на старом оборудовании). Агрегаты линии полностью закрыты специальными звукопоглощающими экранами, что обеспечивает снижение шума до 85 децибел.
17. Высокоскоростная автоматическая линия «KOMATSU» состоит из 5 прессов и предназначена для изготовления крупных лицевых и видовых панелей: крыша, двери, капот, багажник, крылья, боковины. Чезер пластиковое окно можно посмотреть за процессом. Махина действительно впечатляюще шустрая.
18. На данный момент штампуются крыши, работник на выходе проверяет их качество.
19. Готовые детали отправляются на склад.
21. Далее мы переехали на СКП- сборочно-кузовное производство (расстояния на заводе большие, так что лучше передвигаться на машине)
22. Сад роботов – так поэтично называют цех сварки LADA KALINA работники.
23. Здесь из нескольких десятков кузовных деталей формируется самая важная и дорогостоящая часть автомобиля – кузов.
25. Детали для будущего кузова «Калины» ждут своей очереди.
27. В цехе сконцентрировано около 350 сварочных роботов.
28. Вот уже кузов обретает черты.
29. Роботы приваривают всё новые и новые детали.
30. Сварочные линии настроены согласно математическим моделям, которые в свою очередь были созданы при проектировании LADA KALINA. Применение таких технологий позволило достичь качественно новых показателей по геометрии кузова.
31. Весь этот «сад» создан по лицензии известной немецкой фирмы «KUKA». На ограниченной площадке работают роботы двух типов: транспортировщики и сварщики.
32. Чтобы гарантировать точность геометрии каждую смену случайным образом выбираются готовые кузова и тестируются в камере с КИМ (координатно-измерительная машина). Высокоточное устройство, способное определить несоответствие в несколько микрон с заложенной программой, сможет своевременно идентифицировать проблему и выдать рекомендации по перенастройке сварочного оборудования.
33. Ручная сварка в цехе тоже есть.
34. Далее мы отправились на линию В0 (читается «бэ ноль»). Производство В0 – первый крупномасштабный совместный проект АВТОВАЗа и Альянса Renault-Nissan с мощностью производства до 350 тысяч автомобилей в год (при трехсменном режиме работы).
35. Сейчас здесь выпускают автомобиль «Лада-Ларгус» (пяти и семиместный). Стоимость- от 350 до 450 тыс. в зависимости от комплектации.
36. Пока линия работает на неполную мощность, здесь собирают около 100 «Ларгусов» в сутки.
37. В скором времени здесь будут выпускать также автомобили под марками «Ниссан» и «Рено».
39. Глушители для «Ларгуса».
41. Салон у «Ларгуса» большой, на мой взгляд неплохой автомобиль для большой семьи.
42. Рассматриваем новинку.
43. Параллельно проходит конвейер, где собирают «Самару»- 14 и 15-е модели.
44. Тут конечно всё попроще, ещё старое оборудование стоит, но со временем и здесь всё заменится.
45. Тут устанавливаются стёкла на «Ларгус».
46. У простых моделей задние боковые стёкла приклеиваются, у люкса- окна открывающиеся, по типу форточки.
47. Устанавливают бамперы.
48. Здесь устанавливают фары.
49. Прикручивают колеса.
50. И практически готовый автомобиль продвигается к пункту контроля.
51. Вид «Ларгуса» спереди.
52. Вид «Ларгуса» сзади.
53. Вид «Ларгуса» сбоку.
54. Контрольный пункт.
56. Проходим ещё вперед до цеха сборки «Калины» и «Приоры».
57. Попутные виды.
58. Заводская газета «Волжский автостроитель» на столе.
59. Пройдем немного по цеху сборки «Калин».
60. Информационные табло для работников.
61. В цехе работает много молодежи.
63. У меня у самого «Калина», я доволен машиной. Кое-какая мелочевка сломалась, но ничего серьезного не было.
64. В следующем году «Калины» обновятся, как внутри, так и снаружи.
69. Здесь машины заправляют бензином, заливают масло и прочее.
70. Водители загоняют машины на проверочные пункты.
72. Последний этап- линия окончательной сдачи.
73. Здесь машина проходит последний контроль перед выпуском.
75. Автомобиль готов!
76. И в заключении несколько кадров рядом с заводоуправлением. Памятник Полякову- первому директору АвтоВАЗа.
77. Здания заводоуправления.
78. И конечно же общее фото на память: слева направо- Равиль, Валера, Дмитрий и я 🙂
Спасибо пресс-службе АвтоВАЗа и отдельно Михаилу за хорошую экскурсию!
Царская кровь и ОМОН. Что помогло советским заводам дожить до 2021 года
«АвтоВАЗ»
Как начинали
История завода «АвтоВАЗ» (до 1971 года «Волжский автомобильный завод», ВАЗ) началась в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века — с приходом в СССР итальянской автокомпании Fiat. Тогда советские власти построили в городе Тольятти Волжский автозавод с полным производственным циклом. Итальянцы взяли на себя технологическое оснащение предприятия и обучение специалистов.
Именно с конвейеров «АвтоВАЗа» сошёл народный автомобиль «Копейка», созданный по образцу итальянского Fiat 124, — самая массовая легковушка советского периода. Первую партию «копеек» — всего шесть автомобилей — собрали в 1970 году. Уже спустя четыре года завод выпустил свой миллионный автомобиль и вышел на проектную мощность — 660 000 машин в год.
Прославился завод не только «Копейкой», но и внедорожником «Нива», о котором мечтал практически каждый советский мужчина. Эксперты называют «Ниву» лучшим автомобилем в истории Волжского автозавода и самой успешной экспортной моделью «АвтоВАЗа» за всю его историю.
Как пережили 90-е
Приватизация 90-х вышла для «АвтоВАЗа» боком: завод попал в самую гущу криминальных войн между 15 преступными группировками, которые промышляли в Тольятти. Дело доходило даже до перестрелок у заводских КПП.
Завод был действительно лакомым куском: здесь можно было не только собирать «дань» с посредников, которые продавали авто, но и контролировать магазин при заводе — единственного официального дилера в начале девяностых.
председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ»
Нашлись хваткие ребята, которые стали обкладывать наших работяг данью: без их посредничества машину не продашь, не довезёшь до дома. Потом наши рэкетиры перекинулись на иногородних покупателей, забиравших автомобили с завода, а когда появились торговые фирмы, делающие у нас оптовые закупки, взяли под свою «крышу» и их. А другие группировки аналогичным образом контролируют поставки комплектующих на завод. Мы все это видели с самого начала, знали по именам лидеров всех группировок, и правоохранительным органам они известны (цитата по tltgorod.ru).
Масштабы хищений приняли огромный размах: к середине 90-х практически вся продажа автомобилей и запчастей шла через руки бандитов. В те годы доходы преступных групп могли достигать 700 млн рублей. А дилеры компенсировали размеры «дани» за счёт покупателей, увеличивая розничную цену на авто.
Сначала завод пытался справиться с ситуацией собственными силами, создав из вазовских охранников спецподразделение для борьбы с «внутризаводским рэкетом». Но затем понял, что не справляется — и взялся содержать за свой счёт целое милицейское подразделение. А ещё — поставил на проходную присланных из Самары омоновцев, а к заводской экспедиции приставил сотрудников областного УБОПа.
Несмотря на все эти меры, влетевшие заводу в копеечку, машины продолжали «пропадать» с территории предприятия. «Братки» подкупали заводскую охрану, зачастую даже внедряя в её ряды своих людей, и отгружали машины партиями — прямо с конвейера.
Несговорчивых руководителей завода запугивали, а если это не действовало, то жестоко избивали или убивали. Ситуация не менялась до 1997 года, когда руководство «АвтоВАЗа» напрямую обратилось в Правительство РФ с просьбой защитить завод от криминального беспредела.
Вскоре после этого на предприятии провели милицейскую операцию «Циклон», которую среди населения прозвали «Куликовской битвой» (по фамилии тогдашнего министра внутренних дел Анатолия Куликова, который лично курировал освобождение завода из рук бандитов). Спецоперация была действительно мощной: в ней участвовала смешанная следственная группа МВД, ГТК и налоговой полиции в сопровождении около 300 бойцов московского СОБРа и нескольких единиц бронетехники.
Собровцы взяли предприятие под свой контроль, после чего на заводе сменили всю заводскую охрану и обновили систему пропусков. Только после этого бандиты потеряли возможность с легкостью проникать на производство, а администрация восстановила контроль над предприятием.
Несмотря на все сложности 90-х, завод работал практически без остановок и выпускал не менее 500 000 авто в год.
«Основным преимуществом продукции предприятия в 90-е являлась цена (нижний ценовой сегмент), но при этом качество продукции на внутреннем рынке оставляло желать лучшего. Неудовлетворенный внутренний спрос на средства передвижения, низкая цена и государственная поддержка способствовали выживанию завода», — рассказала «Секрету» Татьяна Щербакова, кандидат экономических наук, доцент экономического факультета РУДН.
Однако из-за непростой криминальной обстановки в городе завод, акции которого принадлежали работникам, в итоге решили передать федеральному игроку — «Рособоронэкспорту».
Фото: Николай Никитин /ИТАР-ТАСС
Каких «успехов» добились в 2000-е
Следующие 10 лет были не менее богаты на события: «АвтоВАЗ» запустил производство Lada Priora, добился рекордного с 90-х выпуска (более 800 000 авто в год) и распределил 75% своих акций между французской Renault, «Ростехнологиями» и «Тройкой диалог».
Кризис 2008–2009 годов дался заводу нелегко. Игорь Комаров, в то время гендиректор предприятия, объявил об убытках 35 млрд рублей, а по компании прокатилась волна сокращений. Де-факто Минпромторг признал предприятие банкротом. Однако благодаря помощи правительства уже в 2010 году компании удалось выйти на операционную прибыль.
История с миллиардными убытками повторилась по итогам 2015–2017 годов, несмотря на стремительный рост продаж новой Lada Vesta. Выйти из убытков удалось лишь в 2018 году, по итогам которого компания показала почти 6 млрд рублей прибыли.
кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой маркетинга РУДН
С начала 90-х вплоть до 2005 года многострадальный «АвтоВАЗ» неоднократно менял собственников, которые выжимали из него советские заделы. Доля «АвтоВАЗа» постепенно снижалась. И лишь после того, как контроль над ним перешел к «Ростехнологиям», ситуация изменилась к лучшему. Госкорпорация навела порядок и нашла стратегического инвестора — глобальный альянс Renault- Nissan. Сейчас «АвтоВАЗ» перешел в устойчивое развитие, радикально обновлен модельный ряд, доля продаж на российском рынке растёт.
Что происходило с прибылью «АвтоВАЗа»
Что произошло с приходом пандемии
Несмотря на то что «АвтоВАЗ» закончил 2019 год в небольшом плюсе, в концерне ожидали падения рынка и в 2020-м. И не ошиблись: високосный год подкосил продажи компании примерно на 5%, но динамика была лучше рынка, упавшего в среднем на 10%. На руку «АвтоВАЗу» сыграла локализация на фоне пандемии и господдержка.
Очаковский пивзавод
Как начинали
Московский пиво-безалкогольный комбинат «Очаково» появился накануне летних Олимпийских игр 1980 года. На международных соревнованиях надо было утолять жажду гостей со всего мира, а пива, кваса, газировки и минеральной воды не хватало в Советском Союзе и без всяких соревнований.
Завод открыли в декабре 1978 года. Здесь впервые в СССР начали разливать Pepsi и Fanta. Как говорят представители пивзавода, это единственный в мире прецедент, когда одна компания одновременно выпускала продукцию PepsiCo и The Coca-Cola Company.
За первые 10 лет на предприятии сменилось 13 руководителей. А в 1988 году предприятие возглавил Алексей Кочетов, на тот момент руководитель отдела нового оборудования Министерства пищевой промышленности СССР. Он руководит пивзаводом и по сей день.
«Ситуацию я застал непростую, — вспоминал Кочетов. — Вся территория (завода) была завалена мусором, из-за плохо работающей канализации на полу почти всегда стояло 5–10 сантиметров воды. Оборудование за 10 лет устарело и не давало нужной выработки, что, естественно, сказывалось на зарплатах сотрудников. Нужно было как можно скорее проводить модернизацию».
Но провести её удалось только в 1994 году (об этом — ниже). А в конце 80-х перед Кочетовым стояла ещё одна — технологическая проблема. «Это был период борьбы с пьянством, время сухих законов, а значит, больших проблем в технологии пивоваренного производства: пиво после семи дней выпадало в осадок», — рассказывал он.