Blouter.ru

Авто Журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лада 2103 1972, седан, 1 поколение ( — ) — технические характеристики и комплектации

Лада 2103 1972, седан, 1 поколение (02.1972 — 09.1984) — технические характеристики и комплектации

Наиболее разительные отличия 2103 от 2101 касались салона. В «тройке» пространство над головой увеличено на 15 мм, а расстояние от потолка до сидения составляет 860 мм. В автомобиле установлена совершенно новая и гораздо более информативная панель приборов — с часами, манометром давления масла, тахометром. Если у «копейки» в салоне оставались незакрытыми участки крашенного металла, в «тройке» они были спрятаны под пластиковыми накладками. В багажнике была использована отделка из формованного пластика. В лучшую сторону отличались и комфортабельные сиденья. Измененные материалы обивки салона способствовали также лучшей шумоизоляции, да и визуально добавляли салону более высокое качество. Широкие подлокотники на дверях и в центре заднего сидения предоставляли пассажирам небывалый для малолитражки комфорт.

Полуторалитровый 75-сильный двигатель ВАЗ-2103 позволял достичь скорости в 100 км/ч за 19 секунд, что для своего времени считалось очень неплохим показателем. На экспортные модификации ВАЗ-21033 и ВАЗ-21035 устанавливались, соответственно, 1,3-литровые двигатели ВАЗ-21011 мощностью 69 л.с. или более экономичный 64-сильный мотор ВАЗ-2101. Одноименный же двигатель ВАЗ 2103 не просто стал главным для этой модели, но и применялся для установки на автомобили последующих поколений — ВАЗ 2106, 2121, 21053, 2107. С 1974 года «трёшка» принимала участие в различных международных ралли, где ее экипажи не раз завоевывали призовые места.

Ходовая часть ВАЗ-2103 конструктивно идентична всей «классике». Спереди — двухрычажная подвеска, а сзади — неразрезной мост. Благодаря высокому клиренсу и мягким пружинам «тройка» обладает неплохим запасом хода подвески, отлично проглатывает ямы, да и в целом поведение автомобиля на дороге достаточно комфортно, однако малая обратная реакция руля снижает информативность на высоких скоростях — это опять-таки особенность всей ВАЗовской «классики».

В плане безопасности ВАЗ-2103 отличался рядом более современных по сравнению с «копейкой» решений. Например, здесь стали устанавливать усовершенствованную тормозную систему с вакуумным усилителем тормозов и автоматической регулировкой зазоров между задними тормозными колодками и барабаном. Это повысило эксплуатационную надежность и безопасность автомобиля. С началом выпуска «тройки» нормой стало и наличие ремней безопасности, правда, пока только передних. А травмобезопасные утопленные ручки дверей изначально разрабатывались именно для этой модели, но ради унификации были применены и на ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102.

ВАЗ-2103 представлял собой по всем позициям более выигрышный вариант в сравнении с «копейкой» и на протяжении ряда лет считался одним из лучших отечественных автомобилей. К сожалению, за 12 лет выпуска автомобиль практически не модернизировался и концу производства выглядел уже порядком устаревшим. Однако, по большому счету, все последующие образцы ВАЗа попросту являлись дальнейшим копированием и эксплуатацией ранее достигнутого успеха «тройки». Сегодня эта модель, так же как и «копейка», входит в разряд раритетных образцов автомобилестроения советской эпохи, среди которых в продаже иногда можно встретить и полностью аутентичные образцы в хорошем состоянии.

9 оголошень про продаж ВАЗ 2103 1974 року

Пропозиції про продаж ВАЗ 2103 1974 року

    100 тис. км Гадяч ( від ) Бензин, 1.5 л. Ручна / Механіка

Машина в очень хорошем состоянии Установлена магнитола Больше информации по телефону Кузов без гнили .

    74 тис. км Львів ( від ) Бензин, 1.5 л. Ручна / Механіка

LHJPJH12 х HB х х х х 03 AUTO.RIA перевірив VIN-код і порівняв інформацію від продавця з даними реєстрів МВС. Перевірити всю історію авто

Автомобіль на ходу,мотор масла не бере,електронне запалення,є нюанси по кузову.Деталі по номеру телефону.Можливий торг біля машини. .

    182 тис. км Гусятин ( від ) 1.5 л. Не вказано

Авто на ходу. Двигун зроблений, масла не бере. .

    25 тис. км Львів ( від ) Бензин, 1.5 л. Ручна / Механіка

21 х 30 х х х х 28 AUTO.RIA перевірив VIN-код і порівняв інформацію від продавця з даними реєстрів МВС. Перевірити всю історію авто

    147 тис. км Дніпро (Дніпропетровськ) ( від ) Бензин, 1.5 л. Ручна / Механіка

Состояние хорошее.. Автомобиль на ходу. Сварка, окраска кузова. Ремонт двигателя, ходовой. Торг уместен. Контактное лицо: Сергей .

    65 тис. км Гайсин ( від ) Бензин, 1.5 л. Ручна / Механіка

На запитання чи доїде до Києва,Одеси і т.д. я НЕЗНАЮ. Потребує частково ремонту ходової!(но находу) Заводиться і як не як їде.Ходову підремонтувати, і мєлочах,лампочки і т.д. Нове щеплення,коробка не вибиває,всі передачі включаються добре! По кузову особо не гнилий,дно на місці.( стан 3) Хороша,майже нова резина і Акб. Продаж зовсім не СПІШНИЙ ТАК ЯК АВТО ВИКОРИСТОВУЄТЬСЯ ДЛЯ РИБАЛКИ І ЇЗДИ ПО ПОЛЯХ! Нормальний ваз,трошки підшаманити і ще можна не один рік ганяти) Власник в сусідньому селі,проживає по адресі яка знаходиться в тп. Думки даже не було переоформляти так як небачу смислу! Захочете,найдете! .

    60 тис. км Львів ( від ) Газ / Бензин, 1.5 л. Не вказано

21 х 30 х х х х 26 AUTO.RIA перевірив VIN-код і порівняв інформацію від продавця з даними реєстрів МВС. Перевірити всю історію авто

продам троічку стан завів і поїхав.встановлено газ .новий акумулятор якому 2 тижні.страхівка теж 2тижні як виписана.по кузову без гнилі ..до ідеалу потрібно попрацювати по косметиці.авто дійсно варте уваги .

Идентификационные номера автомобилей «ВАЗ» (Жигули)

На автомобили марки «ВАЗ» идентификационный номер (VIN) наносится ударным способом и расположен в моторном отсеке:

  • ВАЗ-2101, ВАЗ-21011, ВАЗ-21013, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103, ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107 и их модификации — на нижней полке коробки воздухопритока справа по ходу движения
  • ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-2110 – на верхней поверхности правой стойки брызговика кузова (на правой опоре пружины передней подвески)
  • ВАЗ-2121 — на верхнем усилителе щитка передка справа. Кроме того, встречаются варианты следующего расположения — на верхнем усилителе панели облицовки радиатора, на щитке передка рядом с заводской табличкой

Первые пять лет с начала выпуска автомобилей ВАЗ (1970-1975 гг.) идентификационный номер автомобиля наносился на вертикальную стенку коробки воздухопритока справа по ходу движения.

Идентификационный номер (VIN) на автомобилях марки ВАЗ, выпущенных до 1982 года, состоял из 11, 12, 14 и 15 знаков. Последние семь цифровых знаков обозначали порядковый номер изделия, а первые семь (восемь) буквенно-цифровых знаков или четыре (пять) цифровых знаков, соответственно, или завод-изготовитель и модель автомобиля, или модель автомобиля. Разделительные знаки выполнены в виде пятиконечных звездочек.

★ ВАЗ 2101 0000001 ★
I II III

★ 2101 ★ 0000001 ★
II III
I — завод-изготовитель
II — модель автомобиля
III – порядковый номер изделия

С 1982 года идентификационный номер автомобиля состоит из семнадцати знаков высотой 10 мм и заключен между двумя звездочками.

Фото. Вид идентификационного номера, наносимого на автомобили ВАЗ-2101- ВАЗ -2107 и их модификации с 1982 г.

Расстояние между условными центрами разделительных знаков –106-107 мм, высота знаков — 10 мм, ширина знаков — 4 мм, расстояние между знаками — 2 мм.

★ ХТА 2106 00 С 0000001 ★
I II III IV V

I — номер мирового производителя
II — модель автомобиля
III — знаки, не несущие информации (без значения)
IV — год выпуска автомобиля
V — порядковый номер изделия

Кузов в запчасти выпускается всегда со своим номером (семнадцать знаков), а маркируемые детали кузова в запчасти выпускаются без номера.

Номер двигателя ВАЗ

Маркировочное обозначение на двигателе наносится на специальную площадку блока цилиндра. Процесс маркирования механизирован.

На двигателях, выпущенных до декабря 1974 года (ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103), маркировочная площадка располагалась на переднем верхнем торце блока цилиндров.

Со второй половины 1975 года маркировочная площадка на двигателях располагается на приливе блока, слева по ходу движения, над маслянным фильтром. На двигателях, выпускаемых с декабря 1974 года по июль 1975 года, встречается маркировка на обеих площадках. С июля 1975 года на прежнем месте расположения номера двигателя наносится только технологический номер двигателя, состоящий из трех цифровых знаков.

Фото. Общий вид номера, наносимого на двигатели автомобилей ВАЗ-2101- ВАЗ –2107.

Нанесение маркировочных обозначений на двигатели всех моделей, кроме ВАЗ-2108, производится автоматическим нумератором немецкой фирмы «Otto Borries», а также нумератором ВАЗ КВЦ. На двигатели автомобилей «ВАЗ-2108» маркировочные обозначения наносятся нумератором фирмы «Nagel».

Рис. Номера двигателей, выполненные на металлической пластине нумератором: а) — фирмы «Otto Borries»; б) — ВАЗ КВЦ; в) — фирмы «Nagel.

Однако на практике применялся только специальный негостированный шрифт, поставляемый на завод вместе с оборудованием фирмой «Otto Borries». Размеры данного шрифта и оттиски клейм представлены на рисунках.

Рис. Параметры специального негостированного шрифта

Рис. Оттиски знаков выполненные на металлической пластине

На двигателях автомобилей ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 и их модификаций номер расположен на верхней части задней стенки блока со стороны маховика, слева по ходу движения (вблизи от прерывателя распределителя).

Поверхность площадки перед нанесением маркировки подвергается механической обработке на фрезерном станке. На блоках двигателей автомобилей ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103, ВАЗ-21011, ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107, ВАЗ-2121 и их модификации одновременно механической обработке подвергается не только площадка для маркировки, но и поверхности под масляный фильтр и топливный насос.

Расположение номера на площадке относительно ее условного центра или границ не регламентировано.

Порядковый номер на двигателях, начиная с ВАЗ-2108, обязательно заключается между двумя звездочками (разделительные знаки). Расстояние между крайними цифрами и звездочками с каждой стороны, а также расстояние между отдельными знаками маркировки должно составлять не более половины ширины цифры.

С 1984 г. по 1985 г, на двигателях автомобилей ВАЗ-2108 размещение знаков в номере осуществлялось в две строки, затем с 1986 г. – в одну строку.

Фото. Общий вид номера, наносимого на двигатели автомобилей ВАЗ-2108 и их модификации

Рис. Параметры и расположение знаков в обозначении номера: а — в две строки; б — в одну строку

Год выпуска двигателя обозначается буквами латинского алфавита. В обозначении номера (в частности, на двигателях ВАЗ-2108 и его модификациях) буква, свидетельствующая о годе выпуска, располагается сразу после индекса модели, и номер при этом выглядит следующим образом «2108f* 0000001*. Буква F свидетельствует о том, что двигатель выпущен в 1985 г.

Список букв латинского алфавита, используемых для обозначения года выпуска двигателя.

Год

Обозначение

Год

Обозначение

В 1985-1986 гг. все двигатели автомобилей ВАЗ-2108 и его модификаций содержали в номере букву, обозначающую год выпуска. С 1987 г. ее стали наносить в номере не на все двигатели, а преимущественно на те, которые поступали на внутренний рынок, так как страны-импортеры автомобилей просили в обозначение номера на двигателе не вносить букву латинского алфавита, обозначающую год выпуска. За рубежом наличие буквы в номере сразу после модели было воспринято как модификация основной модели. В связи с этим завод с 1987 г. практически перестал обозначать год выпуска на двигателях ВАЗ-2108, так как четкого разграничения продукции на ту, которая подлежит реализации на внутреннем рынке, и на ту, которая будет продана за рубеж, не предусматривалось.

Согласно имеющейся информации, до 1987 г. номер двигателя обозначался семью знаками. После выпуска 10 млн. автомобилей встала проблема перехода на восьмизначную нумерацию. Однако сделать это нелегко из-за необходимости полной замены маркировочного оборудования.

Поэтому было решено с начала 1987 года нумерацию двигателей вновь (как и в 1970 г.) начать с «нуля». Чтобы не путать год выпуска двигателей старого семейства автомобилей ВАЗ, следует обращать внимание на информацию о дате отливки блока цилиндров. Она располагается на правой стороне блока двигателя, закладывается при отливке блока и имеет следующий вид:

D
ВАЗ
01 07 85 N 2106

D (A, B, C, F, H) – примененная оснастка;
ВАЗ – завод-производитель;
01 07 85 — дата изготовления блока двигателя;
(К, N) – шифр бригады;
2106 – обозначение модели блока цилиндров.

Дата отливки блока практически всегда соответствует дате выпуска двигателя, так как разница между отливкой блока и выпуском готового двигателя не превышает 15-20 дней.

Сила набивки цифр клеймами нумератора регламентируется технологией маркирования двигателей. При этом величина усилия вдавливания клейма составляет 560 Н, глубина вдавливания (внедрения) клейма в металл — не более 0,3 мм.

В нумераторе фирмы «Otto Bоrries» клейма — кольцевые дисковые. Все семь дисков, собранные друг с другом, составляют «пакет», в котором диски собраны и расположены таким образом, что их рабочие поверхности образуют сферу определенного радиуса. При маркировании двигателя сфера как бы обкатывает поверхность площадки на блоке, оставляя оттиски клейм в соответствии с порядком расположения клейм в пакете, совокупность которых и образует номер двигателя. Аналогично обкатывается площадка при нанесении индекса модели двигателя. Перед набивкой очередного номера в нумераторе происходит смена клейма путем его поворота вокруг оси и подведения следующей цифры на уровень контактирующих поверхностей между клеймом и площадкой. Смена клейм и подвод нумератора на нужный уровень осуществляются автоматически.

В нумераторе фирмы «Nagen» клейма пальчикового типа. Они закреплены и удерживаются поворотной головкой (патроном). Для набивки номера и подведения головки к поверхности блока двигателя она совершает поочерёдно поворот в ту или другую сторону вокруг своей оси, подводя к площадке нужное клеймо. В момент полного и правильного совмещения контактных поверхностей происходит некоторый выход клейма вперед по направлению к поверхности блока, при этом нужное клеймо выходит на уровень непосредственного контакта с блоком двигателя. Выдвижение клейма заканчивается непосредственным контактом и образованием оттиска на площадке блока. В дальнейшем поворотная головка несколько перемещается слева направо относительно блока и одновременно производится смена клейма путем поворота головки и подведения нового согласно заложенной программе. Все повторяется вновь. Таким образом набиваются все знаки маркировочного обозначения на блоке двигателя, после чего поворотная головка полностью отходит от обработанного блока.

Маркировочные обозначения на блоки двигателя наносятся непосредственно перед их сборкой.

На отдельные блоки — запасные части, предназначенные для реализации через торговую сеть или мастерские, — номера не набиваются. На них лишь имеется расположенный на переднем торце блока двигателя и состоящий из трех знаков технологический номер, служащий для правильного подбора поршней.

При ошибочном нанесении отдельных знаков в маркировочном обозначении двигателя (неполадки в работе нумераторов, связанные с несвоевременной заменой клейма) их устраняют. Участок металла, на котором располагается подлежащий уничтожению знак, подвергается кернению. Затем вручную набивается нужный знак, при этом используется аналогичное клеймо. На заводе могут быть исправлены одна, две последние (при переходе в номере десятков), три последние (при переходе сотен) цифры и т.д.. В случае ошибочного нанесения всего номера он срезается наждачным кругом шлифовальной машины на глубину рельефного изображения и затем набивается новый номер. Если рельефно отобразилась лишь часть знака (знаков), то неотобразившуюся часть добивают. На заводе ведется картотека, в которой фиксируются номера двигателей с устраненными погрешностями.

Полувековой юбилей легендарного автомобиля

19 апреля 1970 года с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули». В тот день вряд ли кто-то из тех, кто присутствовал при торжественном событии, представлял, какое значение будет иметь этот автомобиль для страны и ее народа.

История про то, как FIAT-124, признанный в 1967 году европейским «Автомобилем года», в нашей стране превратился в «Лучший отечественный автомобиль ХХ века», давно изучена и подробно описана. Инициатором производства «Жигулей» стал председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин. Восьмая пятилетка, длившаяся с 1966 по 1970 год, прошла под знаком экономических реформ Косыгина и стала самой успешной в советской истории, получив название «золотой». В те годы в Советском Союзе одновременно возводилось около 1900 крупных предприятий, и будущий Волжский автомобильный завод оказался одним из них.

Пожалуй, Косыгин был единственным человеком «наверху», понимавшим, что стране нужен не просто массовый «народный автомобиль», а машина высокой европейской культуры, ориентированная на комфорт водителя и пассажиров. Таким автомобилем не могла стать «Волга» по причине высокой цены, им так и не стал «Москвич», выпускавшийся в недостаточном количестве, и тем более «Запорожец», превратившийся в посмешище и героя анекдотов. Строительство нового автомобильного завода в Ижевске, где выпускали те же «Москвичи», ситуацию не спасало – машин все равно на всех не хватило бы, а деньги у народа водились. И, конечно, всем советским легковушкам сильно недоставало еще одного – европейского лоска, трудно определяемого в конкретных деталях, но интуитивно ощутимого на общей картине.

Звучит парадоксально, но страна, первой запустившая человека в космос, не могла сама построить автомобильный завод требуемого уровня и производительности, поэтому пришлось обращаться к итальянцам. Переговоры завершились 15 августа 1966 года подписанием контракта между главой концерна FIAT Джованни Аньелли и министром автомобильной промышленности СССР А.М. Тарасовым о строительстве автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом.

Прием советской делегации в Италии. Кроме блюд, на столе расставлены и разноцветные модельки FIAT-124 – главного предмета переговоров.

«Директивец» и «Новорожец»

Волжский автомобильный завод объявили комсомольской стройкой и сооружали ударными темпами. Параллельно шла «подковка блохи» под наши дороги – усиление в модели всего и вся, чем занималась итальянская сторона. Набралось около 800 позиций.

Один из ведущих испытателей ВАЗа, Вадим Котляров, так описывает знакомство c автомобилем: «Он буквально ошеломил. Внешним видом и интерьером. Удобством посадки и управления. Конструктивным уровнем. Короче, всем. По роду службы мне уже доводилось весьма тесно соприкоснуться с отечественной легковой техникой – «Москвичами» и «Волгами», которые знал не понаслышке. Не видя ничего слаще морковки, мы искренне считали их вполне достойными авто. Пока вплотную не познакомились с «Фиатом». И каким же, увы, убогим показался нам тогда уровень отечественного автопрома».

Испытания будущей «Копейки». Внешне – почти FIAT-124, но в бампере уже есть отверстие под «кривой стартер». Самые значительные изменения итальянцам придется сделать в моторе, переделав его с нижневального на верхневальный, полностью переработать заднюю подвеску, а также заменить в задних тормозах диски на барабаны. И еще повысить дорожный просвет.

Итальянский FIAT-124 в чистом виде. Внешние отличия: дверные ручки под естественный хват руки, более низкий дорожный просвет и отсутствие «клыков» на бамперах. Модель с индексом 124 и ее различные модификации выпускались с 1966 по 1974 год. По лицензии автомобиль производился также в Испании, Южной Корее, Индии и Турции.

ВАЗ-2103: советский «итальянец», давно ставший полноправным членом семьи

В наши дни былое величие старых автомобилей, к сожалению, глубоко забыто, в нашу жизнь плотно вписались авто иностранных производителей. Как же порой бывает обидно, когда в адрес очередной мирно едущей «Жигульки» какое-нибудь юное дарование выдает что-то типа «вот кляча старая» или «как на этом „рыгале“ можно вообще ездить?» Не понять им, что лет 30—40 назад за этими машинами стояли огромные очереди, а «Жигули» были предметом мечтаний большинства граждан бывшего СССР. Не понять им и то, сколько же радости было у людей в тот момент, когда они узнавали, что очередь, кажущаяся вечностью, наконец подошла и настал заветный час покупки. Стоила ли «тройка» этих эмоций?

На то время ВАЗ-2103 считался авто класса люкс. В него были вложены все новые «примочки», такие как тахометр (на эту машину установлен впервые среди всех остальных массовых автомобилей советского периода), счетчик суточного пробега на спидометре, распределитель теплого воздуха от печки к ногам пассажиров, сидящих сзади, и насос стеклоомывателя, который располагался левее и выше педали сцепления. Также новинкой стали двухцветные подфарники, выполненные единым блоком, — ни на одном советском автомобиле такого технологического решения ранее не применялось. Кроме того, были установлены огромные задние фонари. Новая машина выглядела вычурно.

Еще одним новшеством для советского автопрома стали небольшие красные фонарики, которые располагались на торцах передних дверей (они тоже впервые были применены на ВАЗ-2103), а оригинальный ромбовидный повторитель указателей поворотов, подчеркнутый снизу хромированным молдингом, стал настоящей находкой для советских дизайнеров. Не обошел стороной машину и советский кинематограф. «Трешка» снялась в таких легендарных фильмах, как «Невероятные приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Москва слезам не верит».

Новые «Жигули» выгодно отличались внешне от более ранних моделей ВАЗа. Четырехфарная система освещения дороги и прямоугольная облицовка радиатора, дополнительные хромированные молдинги по всему кузову создавали образ престижного автомобиля с претензией на спортивность. Радовала автолюбителей и богатая внутренняя отделка. Панель с круглыми приборами приобрела совсем другой вид. До тех пор такие комбинации встречались только на импортных спортивных машинах.

На заднем сиденье посередине установили откидной подлокотник. А на пол постелили ворсистые коврики, заменившие голую резину из ВАЗ-2101.

Внешне «трешки» менялись только в самом начале выпуска. Так, в 1973 году, уже после запуска серийного производства, выяснилось, что для лучшего охлаждения двигателя автомобилю необходимы дополнительные прорези в передней панели кузова, под хромированной решеткой радиатора. Машины первых годов выпуска шли без этих дополнительных отверстий (до 1973 года). Модели промежуточных годов выпускались с прорезями под решеткой радиатора, выполненными простейшим вырубным штампом (до 1974-го). Автомобили поздних годов шли с окончательным оформлением дополнительных отверстий под решеткой радиатора, как на «народной» ВАЗ-2106.

В известных очередях за машиной стоял и мой дедушка. Заветный час настал в далеком январе 1974 года. Разумеется, ценник в 7500 рублей на то время был бешеным, и деньги собирали всем семейством в авральном темпе. Наступил день покупки, и дедушка с бабушкой поехали покупать «Жигули». Они всё гадали, какого же цвета будет их новый автомобиль. Однако мы должны понимать, что выбор цвета был последним делом, так как во времена дефицита что было, то и давали, но в мечтах им очень хотелось. По прибытии на стоянку за долгожданной машиной они увидели модели только бордового и желтоватого цвета. И вот, когда они уже были готовы купить желтый вариант, к ним подошел работник ВАЗа и сказал, что осталась одна модель зеленого цвета из прошлой партии, но она находится в огромном сугробе в углу стоянки: мол, «если откопаете, то забирайте». Дедушка с дядей «махали лопатами» часа четыре, машина была откопана, очищена и куплена. Так она попала к нам в семью. Дед ее очень любил, берег как свое самое заветное сокровище. И это было не просто средство передвижения, а полноценный член семьи, поэтому автомобиль всегда был чистым и ухоженным. В дополнение ко всему кузов был тщательно и надежно обработан антикоррозийными веществами. Машина очень активно использовалась и практически никогда не стояла на месте.

После дедушкиной смерти авто перешло к моей маме, которая тоже поддерживала его состояние на должном уровне, меняя запчасти не тогда, когда уже все сломалось, а в момент появления только намеков на будущую поломку. После машина перешла и ко мне. Поначалу я не сильно серьезно к ней относился, для меня это была просто «поповозка» и первый автомобиль, который везет из пункта А в пункт Б. Но время шло, взгляды постепенно изменились, и я медленно, но верно начал осознавать, что совершаю ошибку, не заботясь о своем авто. Я поставил себе цель привести его в состояние «100%-й сток». Благо первоначальное состояние машины не дотягивало до поставленной задачи лишь на процентов 10.

На сегодняшний день, несмотря на все невзгоды, «трешка» довольно неплохо сохранилась. Разумеется, ничто в нашем мире не вечно, и некоторые детали менялись на аналоги нового образца. Теперь же вместо аналогов устанавливаю исключительно оригиналы.

Пожалуй, у каждого в жизни наступает этап «тюнинха». Как хорошо, что этот период совпал с тем моментом, когда ни денег, ни машины в моем владении не было. Было дело — поставил новую магнитолу, музыки захотелось. Вырезал отверстие в полке, но по прошествии времени начал осознавать, что сделал глупость, а былого уже не вернуть. Все же я нашел родную непиленную «бороду» с родными отверстиями, под оригинальную заводскую «Былину А271».

Сейчас в салоне установлено уже третье по счету рулевое колесо. Первое поменяли из-за старости пластика, который везде потрескался. А так как цели поддержания стока не было, поставили руль от ВАЗ-2107. Но так или иначе даже такая, по сути, мелочь, как рулевое колесо, влияет на внешний вид, и руль был опять заменен — на оригинальный «троечный», только теперь уже в хорошем состоянии. Бонусом шла советская оплетка, которая подчеркивает элегантность автомобиля.

Модель была довольно богата на аксессуары, такие как фальшдиски и оригинальная хромированная насадка на выхлопную трубу. Со временем они не сохранились, и пришлось искать по чужим запасам. С большим трудом это добро нашлось, и я несказанно этому рад. Машина сразу же преобразилась.

Также захотелось придать внешности автомобиля что-то такое, чтобы он выделялся из потока. Приобрел противотуманные фонари, которые добавляют некую прелесть образу модели. Но оказалось, что не все так просто, — не хватало одного стекла. А так как «противотуманки» эти — вещь довольно редкая, поиски были немыслимо трудными. Но все старания вознаграждаются, и чисто случайно стекла сами меня нашли, после чего их привезли из Украины.

В свои сорок с небольшим «Жигуль» ни разу не перекрашивался, он имеет родной зеленый цвет. К сожалению, время сказалось на краске: она поблекла, стала матовой. Кузов отполировали, и цвет теперь снова как с завода. Также годы оказались беспощадными и по отношению к кузову: несмотря на то что мой дедушка скрупулезно и тщательно промазывал его антикоррозийными веществами, очаги ржавчины появились в свойственных этому автомобилю местах, а именно — на передних крыльях. В остальном кузов по-прежнему цел, нигде нет даже намека на ржавчину.

Конечно же, сказывается и то, что в последнее время зимой авто хранится в гараже и никуда не выезжает, а просто мирно стоит и ждет весны. Я на нем неоднократно ездил на большие расстояния, и за все это время машина меня ни разу не подвела. Двигатель объемом 1,5 литра с момента покупки и по сей день ни разу не видел крупного ремонта. Но годы и пробег берут свое, и в планах весной поставить новый мотор. Пожалуй, это единственный знакомый мне автомобиль, который после поломок, от которых остальные становятся колом, доезжает своим ходом до пункта назначения.

Эта машина давно стала членом семьи и хорошим другом. Уверен, она не подведет и за мою заботу отплатит тем же. Есть в ней какая-то душа, как, впрочем, и во всех старых автомобилях. Замечу, я не один такой — со странной любовью к старым машинам и «стоковому» (и «околостоковому») состоянию. Таких много, и нас становится все больше.

Мы по-прежнему ждем ваших обзоров. Обращаем внимание на изменение правил конкурса. С ними, а также со списком автомобилей и мотоциклов, обзоры которых были опубликованы ранее или готовятся к публикации, можно ознакомиться здесь.

Родные и близкие

Последний экземпляр модели 21013 сошел с конвейера ВАЗа 30 лет назад, а это значит, что с нынешнего года любая «копейка» вне зависимости от модификации официально становится олдтаймером — и по классификации Международной федерации старинных автомобилей (FIVA), и по отечественному Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. По случаю знаковой (и знаменательной) даты портал iz.ru решил вспомнить историю прототипа «копейки», Fiat 124, и биографии ее «родственниц», выпускавшихся в других странах мира.

Первая вазовская модель обрела культовый статус едва ли не сразу после дебюта на родине в 1970 году. За всё время производства, завершившегося в 1988 году, ВАЗ выпустил 4,85 млн седанов разных модификаций — во многом именно благодаря этому достижению платформа Fiat 124, на базе которой была создана «копейка», вошла в историю автомобилестроения как третья по массовости после Ford T и фольксвагеновского «жука».

Своя игра

В 2000 году читатели «За рулем» выбрали «копейку» главным отечественным автомобилем ХХ века — в этом была известная ирония, хотя, как известно, 2101 значительно отличался от итальянского оригинала. В конструкцию было внесено более 800 изменений, касавшихся и ходовой части (в частности, более совершенный двигатель с верхним расположением распредвала), и кузова. Впрочем, именно внешне «копейка» отличалась от Fiat крайне незначительно — в первую очередь в глаза бросались более современные утопленные дверные ручки советской версии.

Испытания автомобилей ВАЗ-2101

Были, однако, и версии с совершенно оригинальной «начинкой» — выпущенные малой серией модификации 21018 и 21019, оснащенные роторными двигателями Ванкеля мощностью соответственно 70 и 120 л.с. (против 67 «лошадей» у 21011). Эти машины создавались для использования милицией и спецслужбами СССР; слабым их местом оставалась низкая надежность «ванкеля». Более распространенной была модификация 21016, выпускавшаяся с 1976 по 1983 год для милицейской службы — с кузовом 21011, но с более мощным полуторалитровым двигателем от 2103. Который, в свою очередь, тоже был производной от «копейки» — аналогом итальянской версии Fiat-124 Speciale.

Кстати, «копейка» неплохо продавалась и за рубежом (в особенности в версии — универсал 2102, передав потом эстафету модели 2104). Особенной популярностью праворульные LADA пользовались в Великобритании, где ими начали торговать с 1974 года (базовая модификация стоила 979 £, около 10 тыс. на нынешние деньги — примерно столько же, сколько и культовый, но куда более тесный Mini Cooper). Низкая цена делала автомобили конкурентоспособными — часто их приобретали в качестве второй машины, особенно в сельской местности.

Производство автомобилей Fiat 124 на заводе в Италии

Популярности модели послужил и кинематограф — хотя, вопреки распространенному мнению, появление «копеек» в «Невероятных приключениях итальянцев в России» Эльдара Рязанова и Франко Проспери не было рекламной акцией, все автомобили были честно закуплены для съемок. Любопытно, что в том же 1973 году кинозвездой стал и Fiat 124 — за его рулем уходил от агентов КГБ персонаж Лино Вентуры во франко-итальянском шпионском боевике «Человек, который не мог молчать» (L’uomo che non seppe tacere).

Как бы то ни было, к 2002 году, когда «копейку» воспел в одноименном фильме Иван Дыховичный, модель уже вошла в фольклор — так же, впрочем, как и ее многочисленные модификации и производные. Но, чествуя отечественную версию, грех забывать и об оригинале — тем более что у Fiat 124 хватало не менее интересной, чем «копейка», родни.

Непростые итальянки

В Европе Fiat 124 стал автомобилем года-1967 — несмотря на уже старомодную по тем временам классическую компоновку. Свою роль сыграли относительная простота конструкции, гибкость базовой платформы, а также трехобъемный угловатый дизайн, по тем временам выглядевший даже вызывающим. Ну и, конечно, революционный метод презентации новой модели в 1966 году: малиновый 124-й был десантирован с парашютом на специальной платформе, вслед за ним с борта самолета выпрыгнули водитель и пассажиры, на земле за секунды «распаковавшие» малолитражку и отправившиеся в дальнейший путь уже на колесах.

Fiat 124 Sport Coupe

Версия в кузове универсал 124 Familiare (прообраз нашей «двойки») была представлена на Туринском автосалоне в том же 1966-м; одновременно марка продемонстрировала и вариант с укороченной на 14 см базой и открытым кузовом спайдер. Эта машина внешне уже ничем не напоминала угловатый седан — дизайн разрабатывало знаменитое ателье Pininfarina. Собственно, оно же и производило Fiat 124 Sport Spider (с 1982 года машина продавалась уже как Pininfarina Spider Azzura), причем на конвейере она продержалась до 1985 года, пережив на 11 лет исходный седан и чуть-чуть не дотянув до долголетия советской «кузины». Было выпущено около 200 тыс. экземпляров этого элегантного авто, причем три четверти машин отправились на экспорт за океан. В 1968 году такая машина стоила в США $3,23 тыс. (23,5 тыс. в нынешних ценах), почти в два раза дешевле самого «демократичного» на то время 912-го Porsche.

В 1967 году появилась еще одна, не менее замечательная версия — 124 Sport Coupé. Автомобиль оснащался более совершенным двигателем с газораспределительным механизмом OHC (кстати, такой же был и у обычной «копейки», в отличие от серийных седанов и универсалов Fiat 124). Мощность варьировалась от 90 л.с. (1,4 л) до 118 л.с. (1,8 л). Кузов разрабатывал известный дизайнер Марио Боано, в 1950-е создавший одну из версий культовой Ferrari 250 GT. В 1967–1975 годах было выпущено около 300 тыс. экземпляров 124-го Sport Coupé трех поколений. Автомобили комплектовались пятиступенчатой коробкой передач и, в отличие от спайдеров, были длиннее исходного седана — от 4,2 м у первых двух поколений до 4,25–4,35 м у финального, третьего (длина стандартного 124-го седана, как и ВАЗ-2101, составляла 4,05–4,07 м в зависимости от установленных бамперов).

Fiat 124 Sport Spider

Существовала, впрочем, и спортивная версия 124-го, сохранившая его исходные черты — правда, в единственном экземпляре. В 1966 году на салоне в Турине демонстрировался двухдверный 124-й Cabriolet, созданный легендарным итальянским ателье Touring (достаточно сказать, что два других образца фирмы на шоу 1966 года были версиями моделей Aston Martin и Lamborghini). Конструкторы укрепили заднюю часть кузова, ставшего двухдверным, и придали лобовому стеклу более агрессивный наклон, сохранив круглые «глаза» и угловатый дизайн. По расчетам Touring, такая модификация стоила бы лишь чуть дороже, чем стандартный 124-й седан (1,3 млн лир против 1,124 млн лир у начальной комплектации базовой модели).

Увы, дела у Touring шли плачевно, и вскоре после завершения салона фирма была объявлена банкротом, а единственный изготовленный 124-й Cabriolet «пошел по рукам». В 2013 году машина появилась на интернет-аукционе eBay с ценником $200 тыс., став, судя по всему, самым дорогим 124-м в истории, но покупателя не нашла.

По всему свету

Модель 124 снискала успех не только в СССР. По лицензии машину производили в нескольких странах мира. В Испании с 1968 по 1974 год автомобиль выпускался под названием SEAT 124 (базовая модель) и SEAT 1430 (аналог версии Speciale). В 1975 году, после прекращения сборки модели в Италии, машина прошла «фейслифтинг» (занимался им знаменитый дизайнер Джорджетто Джуджаро, работавший для Maserati, Lotus, BMW, Alfa Romeo и прочих грандов автобизнеса) и получила четырехугольные фары и слегка измененные очертания багажника. Эта версия, известная как SEAT 124D Pamplona, продержалась на конвейере до 1980 года.

Seat 124 участвует в ралли

Довольно долго выпускали 124-й и в Турции — с 1971 по 1974 год с конвейера завода Tofaş в Бурсе сошло почти 135 тыс. экземпляров Murat 124 в модернизированной версии, продававшейся под названием Serçe «(Воробей»), отличавшейся прямоугольными фарами и более угловатой, в стиле 1980-х, формой кузова.

С 1970–1973 годах сборочное производство модели велось в Южной Корее заводом Asia Motors, впоследствии вошедшим в состав концерна KIA. Недолгое время отверточная сборка велась также в Болгарии, Польше и Югославии. Последней присоединилась к поклонникам 124-й Индия, где в 1985–2001 годах машина выпускалась под названием Premier 118NE (на шасси испанской версии). Оснащалась она, впрочем, лицензионным японским двигателем Nissan; существовал и дизельный вариант.

Сегодня «копейка» и ее сестры окончательно ушли в область автомобильной экзотики. Их коллекционируют, переделывают для дрифта (популярное среди российской молодежи небезопасное развлечение); можно смело предположить, что через 10–15 лет цена многих редких модификаций будет сравнима с ценой иных винтажных спорткаров.

В странах третьего мира, впрочем, эти неприхотливые машины вовсю эксплуатируют и сегодня, а кубинские умельцы даже переделывают импортированные некогда советские LADA в удлиненные шестидверные лимузины.

Четыре глаза ВАЗа: история разработки ВАЗ-2103

Появление ВАЗ-2103 было неизбежным по простой причине: соглашение о сотрудничестве, подписанное в 1966 году между Минавтопромом СССР и компанией FIAT, предусматривало не только строительство автозавода в Куйбышевской области, но и передачу советской стороне технической документации на две модели – в стандартном исполнении «норма» с двумя типами кузовов и улучшенном – «люкс». Однако базовые представления о подходе к созданию «люкса» у советских и итальянских инженеров несколько разошлись – а потому ВАЗ-2103 получился не таким, каким он мог быть. Причем в этом случае «не таким» вовсе не означает «худшим», а во многом даже наоборот.

В качестве «нормы» Fiat предложил свой Автомобиль года-1967 – модель 124 с кузовом седан (Berlina) и универсал (Familiare). Они, собственно, и стали первой и второй моделью Волжского автозавода. Что касается «люксовой» версии, то итальянцы на тот момент располагали моделью 125, которую они и видели в качестве прототипа для советской модификации «люкс». Однако из-за серьезных конструктивных отличий моделей 124 и 125 советская сторона отвергла это предложение ввиду его сомнительной целесообразности – по сути, пришлось бы осваивать две схожие внешне, но при этом разные модели одного класса. На ВАЗе же планировали максимально унифицировать новые авто «по платформе», сконцентрировавшись на отличиях в экстерьере и интерьере.

Совместная работа

Поскольку и сам Fiat в то время работал над «улучшенной» версией 124-й модели под названием Special, итальянским и советским проектами занимались параллельно и совместно.

То есть ВАЗ-2103 не является конкретной моделью какого-то Фиата – скорее, это совместная разработка специалистов из Тольятти и Турина, в результате которой появилась наша «трёшка» и их «Спечиале».

Дизайн автомобиля выполнил Центр стиля Fiat – разумеется, утверждая решения с представителями ВАЗа. Обилие хрома на модели объяснялось просто – «трёшка» должна была сразу сообщать окружающим о высоком социальном статусе владельца, указывая на то, что этот автомобиль практически в полтора раза дороже базовой «Копейки».

У ВАЗ-2103 есть важное отличие в экстерьере от Fiat-124S: передняя часть имеет больший отрицательный наклон, а линии передних крыльев в районе сопряжения с решеткой радиатора и капотом стали заметно острее. Благодаря этому приёму «трёшка» выглядела ощутимо динамичнее и ВАЗ-2101, и итальянского собрата-«Спечиале».

Динамичность образа обеспечивали и четыре круглые фары – новое решение для автомобилей ВАЗ. Отражатели и стёкла уменьшенного диаметра позволили визуально сделать автомобиль более плоским и широким – в первую очередь за счет того, что решетка радиатора полностью «охватывала» оптику, образуя единый горизонтальный модуль. Даже такая, казалось бы, мелкая деталь, как повторитель поворотов, на ВАЗ-2103 выполнена очень необычно, и она тоже всячески подчеркивает динамичность своей ромбической формой. Именно поэтому кажется, что «трёшка» едет, даже если она просто стоит на месте.

Оригинальный повторитель ВАЗ-2103

Конечно, многочисленные хромированные полоски подчеркивали стремительность силуэта и словно удлиняли его визуально, лишая машину эффекта «мыльницы».

Если у ВАЗ-2101 передняя и задняя части кузова были практически равной длины, то у третьей модели перепутать корму с передком было невозможно. При этом не будем забывать, что унификация по кузову с «единичкой» была максимальной и составляла около 80% – по сути, новая машина отличалась только навесными панелями передка и задка, полностью сохранив прежнюю силовую структуру и среднюю часть.

Применение такого количества горизонтальных молдингов на расположенных рядом, но разных деталях кузова, вызывало опасение у советских технологов – а совпадут ли в итоге линии на товарных автомобилях? Ведь малейшее отклонение в расположении отверстий на крыльях и дверях было чревато «некрасивостью», исправить которую было бы совсем непросто. «Фиатовские» специалисты заверили заводчан, что уровень технологий Фиата позволит обеспечить единую линию всех молдингов даже в том случае, если отверстия будут выполнены на штампах, а не сделаны во время сборки уже на готовом кузове. Впоследствии утверждения «фиатовцев» подтвердились на деле.

Проблемы и решения

Не обходилось и без проблем. Уже когда «трёшки» начали сходить с конвейера, выяснилось, что при езде по неровной дороге в районе лобового стекла возникает неприятный и непонятный скрип, источник которого удалось установить лишь в ходе многочисленных исследований. Как оказалось, при определенном сопряжении рамки ветрового окна с усилителем стойки как раз и возникает злосчастный звук. Причиной же скрипа являлась неправильная наладка одного из вырубных штампов по производству кузовных деталей.

С большим трудом в СССР осваивали технологию двухцветного литья для производства задних фонарей ВАЗ-2103. Если на первых «трёшках» встречались фонари итальянского производства (Stars и Altissimo), то впоследствии оптику начали выпускать на заводе «Красный октябрь». Однако сначала технологам и конструкторам пришлось решать множество проблем: рассеиватель рассыпался по стыку цветов, пластмасса не сваривалась. Из-за сложностей с расположением катафота на красной части рассеивателя пришлось даже. «перевернуть его вверх ногами», установив красную секцию вместе со злополучным рассеивателем сверху, а не снизу фонаря.

Да и с передними фарами возникла технологическая проблема: новая оптика требовала высокой точности по геометрии отражателя и рассеивателя, чего советская автомобильная промышленность на тот момент обеспечить не могла. В итоге на первых автомобилях применяли импортные фары (итальянские Carello, а позже – чешской фирмы Autopal), в то время как в СССР выпускали только «горшок»-корпус. Лишь к моменту запуска в производство модели ВАЗ-2106 в 1976 году удалось наладить производство полностью отечественной передней оптики.

Фары Carello на ВАЗ-2103 1973 года

Еще одна интересная особенность «трёшки» – радиальные колеса ИЯ-170, которые были чуть шире и заметно мягче дубовых «диагоналок» И-151.

Как и было запланировано, в IV квартале 1972 года на ВАЗе начался выпуск ВАЗ-2103. Изначально завод должен был изготовить первую партию из 500 автомобилей, однако генеральный директор ВАЗа Виктор Николаевич Поляков принял решение выпустить еще 1 500 «сверхплановых» машин.

Из-за нехватки некоторых комплектующих (в основном, деталей интерьера) вместо обычных автомобилей были сделаны так называемые гибриды 2103В (В – «временный») с панелью приборов и сиденьями от «Копейки».

Советское издание «Огонёк» в честь 55-летия Великого Октября обратилось к руководству завода с предложением устроить рекламный пробег по странам СЭВ на вазовских машинах. Директор В. Поляков решил убить двух зайцев одним выстрелом, сделав «разведку боем», то есть отправив в Европу свою новейшую модель. Ведь экспорт (как источник валютного дохода) для Волжского автозавода был важен всегда, в том числе и в первые годы работы.

Lada Diva – праворульная версия для рынка Великобритании

Роскошь – доступная и не очень

Конечно, после ВАЗ-2101 в глазах как советских, так и восточноевропейских автомобилистов салон «правильной трёшки» выглядел просто роскошно – ворсовый ковёр, комбинация из пяти отдельных круглых приборов, включая тахометр и указатель давления масла в двигателе…

А ведь вверху центральной части «торпеды» даже красовались… стрелочные часы! Не забыли конструкторы предусмотреть и место для «большого» радиоприёмника, дополнив панель приборов центральной консолью.

Омыватель лобового стекла включался ногой с помощью специальной кнопки, расположенной под передней панелью

Даже голый металл в верхней части дверей со стороны салона прикрыли специальными накладками-«батонами», благодаря чему угадать цвет кузова машины изнутри было практически невозможно. В итоге владельцы более ранней модели сразу поняли, что «тройка» практически во всем настолько же лучше их машин, насколько она дороже.

В каждой, даже самой небольшой детали интерьера чувствовалось концептуальное отличие от «Копейки» – салон ВАЗ-2103 не меньше, чем экстерьер, сообщал своим обитателям о том, что это – советское «лакшери» ценой 7 500 рублей: на целых две тысячи «целковых» дороже обычных Жигулей!

Сигнальный фонарь загорался при открытии передних дверей

Цвет кузова был указан на специальной бумажной табличке, наклеенной изнутри багажного отделения

Элемент роскоши – зеркальце для пассажира на внутренней стороне солнцезащитного козырька

Впрочем, отличия «трёшки» от более простой «Копейки» бросались не только в глаза, но и в уши – из-за куда более эффективной шумоизоляции и дополнительной секции глушителя судить, сидя в салоне машины, о том, работает ли двигатель, можно было буквально только по тахометру, который выглядел отнюдь не лишней деталью.

Никаких шуток: будучи очень тихими, моторы ранних «трёшек» и вправду поражали современников не только низким уровнем шума, но и своим «боевым характером».

На ранних машинах «одеяло» капота отличалось узором стежков

Дело техники

Среди других нововведений ВАЗ-2103 – вакуумный усилитель тормозов. Интересно, что поначалу заводчане столкнулись с проблемой чрезмерной эффективности работы «вакуумника», из-за чего колеса на «трёшке» слишком рано и резко блокировались.

Как и в случае с ВАЗ-2101, приёмочные испытания Государственной комиссией новая модель проходила уже «по факту» – то есть после постановки на конвейер. Ведь вопрос о том, будет выпускаться «трёшка» или нет, не стоял в принципе. Тем не менее испытания проходили по полной программе и безо всяких скидок – колонна из четырех автомобилей ВАЗ (два ВАЗ-2103 и две «Копейки» – для сравнения) с честью выдержали весь цикл нагрузок в различных условиях и климатических зонах. В начале 1974 года Межведомственная комиссия вынесла вердикт, подписав акт и протокол испытаний. Так «трёшка» с полным правом могла считаться серийным автомобилей, прошедшим госприёмку по всем правилам. Не просто так в декабре 1974 года именно эту модель отметили Знаком качества. А еще годом ранее, 21 декабря 1973-го, в Тольятти был выпущен миллионный автомобиль – и, разумеется, им оказалась наиболее современная на тот момент «трёшка».

Миллионный автомобиль ВАЗ

Несмотря на то, что некоторые мелочи (проводка, карбюратор) со временем «тройке» достались от младших моделей (2106 и 2107 соответственно), внешний вид автомобиля вплоть до окончания производства оставался неизменным. Оно и понятно: «трёшка» получилась настолько цельной, что модернизировать её «малой кровью» – считай, испортить. Да и не нужно это было, ведь кроме ВАЗ-2103, Волжский завод одновременно выпускал и «Копейку», и «одиннадцатую», и «шестёрку», и «пятёрку», и «семёрку»… Если отбросить фактор пресловутого дефицита, у потребителя к началу восьмидесятых годов появился достаточно неплохой выбор из Жигулей на разный вкус и кошелёк.

Впрочем, ранние автомобили первых двух лет выпуска можно отличить от более поздних «трёшек» по передней панели кузова – если, конечно, деталь не меняли в процессе эксплуатации. У самых первых машин фартук был выполнен глухим – то есть без каких-либо дополнительных отверстий под решёткой радиатора.

На машинах 1973-1974 годов панель отличалась наличием «тёрки» – множества мелких вентиляционных отверстий.

Более же поздние «трёшки» получили две горизонтальные прорези – точно как на Fiat 124S последних лет выпуска. Позже такое же решение применили и на «шестёрке».

Многие советские автомобилисты сознательно отказывались от более «пластмассовой шестёрки» в пользу проверенного временем и дороже отделанного ВАЗ-2103.

Естественно, автомобиль с улучшенными экстерьером и интерьером не мог довольствоваться скромным 1,2-литровым двигателем «Копейки». Рабочий объем агрегата с индексом 2103 увеличился до 1 451 «кубика» за счет изменения хода поршня до 80 мм при неизменном диаметре поршней (76 мм). Прибавка мощности вышла довольно ощутимой – с 62 до 75 л. с., что обеспечило потяжелевшей до 1 030 кг машине неплохие динамические показатели. Так, первую «сотню» с места «трёшка» брала за 19 секунд, а максимальная скорость составляла впечатляющие по тем временам 150 км/ч.

Быстрая и комфортабельная машина сразу стала своего рода эталоном, превосходящем по динамическим качествам все остальные советские легковушки, включая «номенклатурную» Волгу. Лишь выход еще большего «люкса» под названием ВАЗ-2106 несколько ослабил позиции «трёшки». Впрочем, вплоть до снятия машины с производства в 1985 году третья модель ВАЗа пользовалась популярностью и считалась престижной.

Новшества ВАЗ-2103:

  • Раздельное головное освещение
  • Фонарь заднего хода
  • Сигнальные фонари на торцах передних дверей
  • Вакуумный усилитель тормозов
  • Автоматический подвод задних колодок к барабанам по мере износа
  • Дополнительный задний глушитель
  • Радиальные шины
  • Тахометр
  • Счетчик суточного пробега
  • Место под радиоприёмник стандарта DIN
  • Сигнализатор недостаточного уровня тормозной жидкости
  • Откидной подлокотник на заднем сидении
  • Ворсовый ковер пола
  • Ремни безопасности

ВАЗ-2103: одни из самых редких и престижных Жигулей

«Я — как престижная женщина. Ну, как дубленка, как третья модель Жигулей. »

Из к/ф «Дневной поезд»

Престиж — ключевое слово для понимания того, чем была для потребителя начала семидесятых «третья» модель Жигулей. Ее так и называли — не ВАЗ-2103, а просто: «третья». Чуть ли не впервые в истории нашего автопрома в продаже появилась машина, которая всем своим видом говорила: «Я — люкс!»

Формально говоря, 2103 была сильно приукрашенной «единичкой» модели 2101. Унификация по кузову была максимальной и составляла около 80%. Но так говорят сегодня. А тогда, в 1972 году, всё воспринималось совсем иначе. Вазовцы умудрились преобразить «копейку» так, что огромная разница в цене (7500 ₽ против 5500 ₽) не вызывала удивления. Салон казался роскошным: ворсовый ковер, отсутствие голого металла в верхней части дверей, тахометр, часы, комбинированная обивка сидений из сукна и кожзаменителя, подлокотник для задних пассажиров. Снаружи бросались в глаза измененные обводы кузова, вытянутые крылья, хромированные накладки, четырехфарная оптика… И — шикарная мелочь! — красные фонарики в торцах открытых передних дверей! Впоследствии, с приходом бедности, вместо фонариков на последующих вазовских моделях появись убогие катафоты.

Первый автомобиль Михаила Михайловича

…Я купил свой первый автомобиль — «трешка» желтенькая. Абсолютно безотказная! Она заводилась всегда — даже когда я оставлял ее на полгода зимой в Москве.

Левая, правая где сторона?

Красота красотой, а вот унификация с приходом «трешки» пострадала. Если на «копейке» боковые повторители сигналов поворота были круглыми, а потому одинаковыми справа и слева, то на 2103 детали стали разными. Параллелограмм справа налево никаким чудом не переставить. То же касается и задних фонарей. Кстати, с приходом модели 2106 с ее боковыми прямоугольниками повторители опять стали одинаковыми.

Неисправные? Годятся!

Фары автомобилей ВАЗ-2103 (а затем и ВАЗ-2106) позволяли применять частично неисправные лампы! И все потому, что нити ближнего света двухнитевых ламп, установленных во внутренних фарах. не использовались! Поэтому на этом месте можно было устанавливать лампы с перегоревшей нитью ближнего света — например, из внешних фар, где эта нить как раз активно использовалась и часто выходила из строя.

Решетка радиатора

Изначально решетка радиатора для 2103 оказалась слишком большой для отечественной линии гальванизации. Тогда итальянцы расчленили ее пополам, предложив перед установкой на машину соединять половинки винтами. Наши отказались: так, мол, и трудоемкость возрастает, и разболтается такая конструкция во время движения. Итальянцы долго сопротивлялись, но крепление половинок в итоге переделали.

Переверните фонарь!

При освоении производства задних фонарей возникла куча проблем: рассеиватель разваливался по стыку цветов, а катафот не хотел держаться должным образом. Процент брака был огромным, поэтому конструкторы применили необычное решение, фактически перевернув фонарь вверх ногами! При этом катафот уже не нужно было утапливать глубоко в красную часть, а проблема оказалась закрытой.

Отечественный горшок

Четырехфарная система головного света потребовала от производственников непривычно точного выдерживания геометрических параметров отражателя и рассеивателя. Наш завод во Владимирской области оказался к этому не готов, а потому поначалу делал только «горшок» (корпус, штампованный из листового металла и окрашенный в черный цвет). Оптический элемент в сборе покупали у фирмы FER в ГДР, затем производство фар освоила чешская фирма «Автопал».

Лишь в 1976 году на ВАЗ начали поставляться полностью отечественные фары.

Качественный миллионер

Миллионным вазовским автомобилем в декабре 1973 года стала именно «трешка» — ВАЗ-2103. А в декабре следующего, 1974 года эту модель отметили «Знаком качества»!

Спорт

В июле 1973 года на чемпионате России по шоссейно-кольцевым гонкам в Ленинграде первую золотую медаль чемпиона РФ завоевал на автомобиле ВАЗ-2103 мастер спорта, вазовец Эдуард Пистунович. В 1974 году на ВАЗ-2103 чемпионами Союза по авторалли стали А. и Г. Козырчиковы. На первом ралли «1000 озер» в 1974 году экипаж Л. Шувалов — Л. Потапчик завоевал первое место в классе А2–1600. Этот успех в следующем году повторил экипаж в составе А. и Г. Козырчиковых.

А всего было выпущено 1 304 899 экземпляров ВАЗ-2103 различных модификаций.

Рожденные в СССР: новый взгляд на старые советские авто

Автор фото, Courtesy Vinnie Baksht

Винни Бакшт и его редкий ЗИЛ-41045 1985 года, который он привез в США в 2014 году

Советские автомобили в Новом Свете в начале XXI века – такая же диковина, какой были американские машины в СССР при социализме. Но, как рассказывает корреспондент BBC Autos, продукция советского автопрома нет-нет, да и мелькнет в городском потоке или на фестивале автомобильной старины — как на Восточном, так и на Западном побережье США.

Стоя на парковке у одного из кафе Starbucks в городке Эджуотер, штат Нью-Джерси (это пригород, расположенный за рекой Гудзон напротив Манхэттена), я наблюдаю за тем, как подкатывает и останавливается огромный седан.

Его цвет, столь же темный, как доспехи Дарта Вейдера, идеально подходит лимузину, построенному в тех краях, которые президент США Рональд Рейган когда-то нарек «империей зла». Свинцовые облака, пронизывающий ветер и налетающая время от времени снежная поземка, которая плохо вяжется с серединой апреля, только усугубляют леденящую атмосферу холодной войны. Слово «головокружение» даже отдаленно не в силах описать мои ощущения: я собираюсь сесть за руль ЗИЛа.

Приключения «членовоза»

Завод имени Лихачева, названный в честь пионера советской автомобильной промышленности Ивана Лихачева, выпускал грузовики, автобусы и до 2002 года производил большие, устрашающего вида лимузины, на которых возили советских вождей.

Автор фото, Courtesy Vinnie Baksht

Машина для генсека или членов Политбюро, простых смертных и близко не подпускали к «членовозу»

Как рассказывает Винни Бакшт, владелец именно этого ЗИЛа, большинство выведенных из эксплуатации машин разбирали под присмотром КГБ. Образец, которым владеет Бакшт, — винтаж эпохи Перестройки, модель, выпущенная в 1985 году. Это последняя машина серии из 65 единиц, известной как ЗИЛ -41045, которая выпускалась с 1983 по 1985 год. А еще это один из немногих советских лимузинов, попавших на Запад.

Бакшт говорит, что его автомобиль коснулся колесами земли США незадолго до распада Советского Союза в 1991 году. ЗИЛ Бакшта служил резервной машиной в кортеже президента Михаила Горбачева во время его саммита с Рейганом в 1987 году.

«Людей пугает вид ЗИЛа», — утверждает Бакшт, который эмигрировал из Москвы в 1989 году.

Длина мобильной глыбы составляет 6,3 м, дверцы оснащены легкой броней, вес машины достигает четырех тонн, однако ее двигатель – 315- сильная V-образная бензиновая восьмерка объемом в 7,7 л – позволяет без труда маневрировать в полуденном городском трафике.

По словам Бактшта, двойная система зажигания (основная и аварийная), мощные дисковые тормоза на передних и задних колеса, а также топливная система ( бак на 120 л бензина, расход 22 л на 100 км – Ред.) были необходимыми для того рода эксплуатации, для которой машина исходно предназначалась.

Автор фото, Courtesy Vinnie Baksht

Центр управления ЗИЛ-41045. Через лобовое стекло виден Нью-Джерси, не Москва

Я счел за благо воздержаться от расспросов о том, какие связи пришлось задействовать Бакшту, чтобы организовать вывоз автомобиля в США. Все что оставалось делать — это дивиться тому, как странно выглядит номерной знак в рамке от автодилера из Нью-Джерси на советском лимузине. А затем мы удалились в недра Starbucks, чтобы поболтать за чашкой кофе.

Этот ЗИЛ включен нынешней весной в программу шоу ретро-автомобилей «Конкурс элегантности» в Гринвиче, штат Коннектикут. В последние годы в этом авторитетном смотре – празднике скорости и стиля, как называют его организаторы, — участвовали несколько машин советской эпохи, что стало предметом гордости для Бакшта и целого сообщества коллекционеров из США, Европы и России, которые поддерживают контакты друг с другом через блоги и форумы.

С оленем и без

Дмитрий Швецов, который живет в нью-йоркском Бруклине, показал в Гринвиче две «Волги» ГАЗ-21. 45-летний инженер-автомобилист 25 лет назад уехал из Черноголовки, наукограда, расположенного в 45 км от Москвы. Он говорит, что вовсе не собирался покупать советскую машину, когда в 2010 году искал в интернете классический автомобиль. Он глазам своим не поверил, когда наткнулся на черную «Волгу» 1962 года, продававшуюся в южной Калифорнии, где, по удивительному совпадению, живет знаменитый владелец «Волг», он же актер, телеведущий, писатель и авторитетный коллекционер машин и мотоциклов Джей Лено.

Автор фото, Dmitri Shvetsov

Дмитрий Швецов привез этот отреставрированный ГАЗ-21 «Волга» 1957 года после того, как от наводнения погибла его машина 1962 года

«Так началось мое увлечение русскими автомобилями в Америке», — говорит Шевцов. Когда в результате наводнения, вызванного ураганом Сэнди, в октябре 2012 года погибла его «Волга», он ввез из России полностью отреставрированную модель 1957 года (именно тогда началось производство этой машины).

ГАЗ-21, компактная фантазия на тему американских седанов начала 1950-х годов, с небольшими изменениями выпускалась до 1969 года. Как правило, эти машины резервировались за гражданами, занимавшими видное положение в системе советской бюрократии. Автомобиль оснащен 70-сильным 4-циллиндровым бензиновым двигателем объемом 2,4 л с 3-ступенчатой механической коробкой. Зеваки неизменно спрашивают Шевцова, каково это – управлять таким автомобилем.

Автор фото, Roman Grudinin

Простота приборной панели «Волги» 1957 года навеяна дизайном Ford начала 1950-х

«Я им говорю: она едет, как 60-летняя русская машина», — замечает он со смешком.

(С 1957 по 1962 год капот «Волги» украшала хромированная фигурка оленя. – Ред.)

«Народный автомобиль»

В прошлом году 19-летний Роман Грудинин победил на конкурсе в Гринвиче в своем классе на советском народном автомобиле ВАЗ-«Лада». Молодой человек, живущий в 40 км вверх по реке в городке Нью Сити, штат Нью-Йорк, купил и отреставрировал свою «Ладу» 1982 года на Украине, когда ему было 17 лет.

Кое-кто из местных путает машину Романа с Fiat-124, на базе которого она и создавалась. Грудинин объясняет, что АвтоВАЗ внес сотни изменений в исходную конструкцию модели Fiat 1966 года, включая пересадку распределительного вала двигателя. На итальянской машине он находился снизу. В советском варианте распредвал «переехал» в головку блока цилиндров, что больше соответствовало брутальным погодным и дорожным условиям в Советском Союзе.

Автор фото, Erika Grudinin

19-летний Роман Грудинин и победитель в классе на фестивале Concours d’ Elegance 2014 года в Гринвиче – «Лада» 1982 года выпуска

«Единственное, что у них осталось общим, — это кузов, — говорит Грудинин. – Никакие итальянские запчасти ( к советской машине – Ред.) не подходят».

Название «Лада» использовалось для машин, поставлявшихся на экспорт. В России автомобиль назывался «Жигули» — в честь гряды невысоких гор на правом берегу Волги, которая протянулась неподалеку от завода. С 20 млн проданных экземпляров созданная на базе Fiat «Лада» заняла второе место в мире после Volkswagen -«жук» в рейтинге самых распространенных автомобилей. Более половины от этого количества было продано на экспорт.

Европейские и канадские покупатели, польстившиеся на невысокую цену машины, были разочарованы ее низким качеством. Покупатели на внутреннем рынке, напротив, всегда были готовы воспользоваться теми преимуществами, которые открывала простота конструкции машины — возможностью ремонтировать ее по принципу «сделай сам».

Автор фото, Courtesy Roman Grudinin

Грудинин отреставрировал свою «Ладу» 1982 года, когда ему было 17 лет и он жил на Украине

«Лада» Грудинина – это люксовый апгрейд модели ВАЗ-2103, отличительными чертами которого стали решетка с четырьмя фонарями и плюшевый салон. Цена в 8600 рублей была не по карману большинству советских граждан в те времена, когда средний месячный заработок составлял 100 рублей. Впрочем, первому владельцу, рассказывает Грудинин, машина досталась за рубль, который он заплатил за выигрышный билет государственной денежно-вещевой лотереи.

В кино и в музее

Грудинин наладил связи с целой сетью коллекционеров автомобилей «Лада» в России и Восточной Европе. В коллекции одного из его друзей, Норберта Мелега из городка Дунасег в Венгрии, 13 экземпляров. Его единственный автомобиль западного производства – купе BWM 850i.

«В детстве я мечтал о «Ладе» 2103, — вспоминает Мелег, которому сейчас 42 года. – В те времена многолетние ожидания машины, домашнего телефона или квартиры, а то и таких банальных вещей, как холодильник, были частью повседневной жизни в «раю для рабочего человека».

Автор фото, Norbert Meleg

Товарищ, это – не Fiat-124! Фото из винтажного рекламного буклета об автомобиле «Лада» ВАЗ-2103

Мелег начал собирать свою коллекцию «Лад» четыре года назад. Многие машины он реставрировал сам. Вместе с друзьями он основал «Клуб классических «Жигулей» Венгрии», который насчитывает 65 тыс. зарегистрированных «Лад», обитающих в пределах границ этой бывшей коммунистической страны.

В Москве фотограф и телеоператор Алекс Адоратский коллекционирует «Лады» с малым пробегом и в оригинальной комплектации. В его коллекции таких машин пять, а еще есть две «Волги», включая модель 1969 года, которую он купил примерно за 200 долларов и отреставрировал в течение года.

«У моего отца была такая же, когда я был маленьким», — говорит он. Первой «Ладой» Адоратского была модель 1982 года выпуска оранжевого цвета. Он купил машину с пробегом всего 2200 км (по одометру) у отца одного из друзей.

Автор фото, Courtesy Alex Adoratsky

1999 год, Москва: Адоратский и его «Волга» 1969 года, купленная за 200 долларов США

Он сдает свои машины в аренду для киносъемок. Эта «Лада» фигурирует в фильме 2005 года «Архангел» с Дэниелом Крэйгом в главной роли ( Крейг играет английского историка, который приехал на научную конференцию в Москву и в силу обстоятельств занялся расследованием загадки смерти Иосифа Сталина – Ред.).

За рамками конкурсов мало кто из американцев собственными глазами видел «Ладу» либо любой другой советский или российский автомобиль, и Саймон Росс питает надежду изменить такое положение дел. Он покинул Советский Союз вскоре после его распада и поселился в пасторальном городке Саммамиш, штат Вашингтон, в 32 км к востоку от Сиэттла. Вдохновленный примером Автомобильного музея Америки Хэролда и Нэнси ЛеМэй (LeMay America’s Сar Museum) в соседней Такоме, Росс рассчитывает создать музей советских транспортных средств.

Он уже дал своему начинанию неплохой старт – его коллекция насчитывает 20 экземпляров, включая две военные машины, а на подходе еще десять. Он начал ввозить машины с Украины, из стран Балтии и Болгарии четыре года назад. Зафиксированный приборами пробег отдельных экземпляров не превышает 2000 км.

Автор фото, Thinkstock

Сколько еще брошенных шедевров советского автомобилестроения дожидаются своих новых хозяев?

«[Бывшие владельцы] пересели на иностранные машины раньше, чем [ их собратья – Ред.] в России, поэтому их автомобили оставались в гаражах», — говорит Росс, владелец компании по переработке морепродуктов.

В дополнение к нескольким «Ладам» в коллекции представлены две «Волги» ГАЗ-21, более поздний универсал «Волга» ГАЗ-24, «Москвич» и ЗИМ 1951 года, большой седан в стиле Cadillac 1940-х годов. Как рассказывает Росс, первым владельцем ЗИМа был советский посол в Китае.

К числу его любимцев принадлежит ЗАЗ ( «Запорожец» — Ред.) — крошечная машинка с расположенным сзади 4-циллиндровым V-образным двигателем с воздушным охлаждением. У Росса есть снимок, на котором он, тогда 6-летний мальчик, запечатлен за рулем практически идентичной модели, принадлежавшей его отцу.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector